В ситуации кризиса в экономике и ограниченности финансовых ресурсов в регионе развиваются оригинальные проекты в разных сферах – от общественного питания до IT-технологий. Business Class представляет истории бизнеса, который стартует на энтузиазме, набирает популярность с помощью кликов в Instagram и прочего «сарафанного радио». В итоге выходит за пределы не только Пермского края, но и России. Или собирается это сделать.
С любовью, мама.
Пока промышленное производство текстиля в Пермском крае переживает не лучшие времена, и в суд подан иск о банкротстве некогда крупной чулочно-перчаточной фабрики в Лысьве, в соседнем Кудымкаре молодые предприниматели сделали ставку на hand-made и не прогадали. В 2012 году Максим Четин и Дмитрий Майбуров организовали компанию Magic Mom и продают перчатки, варежки и другие теплые аксессуары. Название не случайно: первые 30 пар варежек связала мама Максима. В приобретение сырья (полтора килограмма овечьей шерсти) предприниматель вложил часть собственной зарплаты – до открытия собственного бизнеса Максим работал поваром. Дмитрий создал «лицо» фирмы – бренд и логотип. На рекламу у новоиспеченных предпринимателей денег не было. Они создали группу в социальной сети «ВКонтакте» и пригласили в нее друзей, которые позвали своих знакомых и так далее. Так о Magic Mom узнавали все больше людей. На второй год оборот компании вырос втрое, появились покупатели не только в десятках городов России, но и в Украине и Европе. Основным каналом продвижения по-прежнему остается интернет – «ВКонтакте» и Instagram. Продажи идут как по сети, так и в оф-лайн: 2013 году аксессуары из Кудымкара появились в пермском барбершопе «Борис Бритва».
Этой зимой Magic Mom планирует покорить Москву. «Покупателей достаточно, и в этом году мы надеемся увеличить продажи, а также организовать свою витрину в нескольких московских барбершопах, – говорит Максим Четин. Кроме того, рассматриваем возможность расширить ассортимент продукции. Сейчас под брендом Magic Mom помимо аксессуаров продаются коми-пермяцкие почтовые карточки, серебряные броши и травяные сборы».
Развитие компании продолжается без сторонних вложений и поддержки со стороны государства. «Пока кредитами не пользовались, хотя и думали об этом. Справляемся своими силами», – рассказал предприниматель.
Для автомобилистов.
«Идея создания Wendy родилась, когда я в очередной раз не смог найти свободную автомойку, – рассказывает Антон Губин, один из авторов проекта мобильного помощника автомобилиста. В один момент, вдруг, – бац! И осенило: надо сделать мобильное приложение, которое поможет решить подобные проблемы. Сейчас приложение умеет находить автомойки и моментально оформлять запись.
Она предлагает различные варианты – ближайшие, по удобному времени и другим параметрам. При этом выбирать мойку можно в процессе живого общения с приложением. Wendy – это как Siri, только ей надо писать. Причем писать можно в свободном стиле и не только на автомобильные темы. Можно даже попросить рассказать анекдот или просто спросить – как дела?
По планам разработчиков, приложение появится в AppStore во второй половине ноября. «В дальнейшем мы хотим подключать дополнительные сервисы: оплату штрафов, страховки, стоянки и запись на ТО, покупку ОСАГО. В итоге должен получиться персональный помощник автомобилиста, с которым можно общаться с помощью чата», – говорит руководитель группы разработчиков Сергей Прокофьев. Сейчас предприниматели налаживают взаимодействие с автомойками и автосервисами: компании получают доступ к личному кабинету, куда приходят заявки от клиентов Приложение получает комиссию с каждой платной услуги. Автомобилист оплачивает услугу по прайсу автомойки, с помощью привязанной к приложению банковской карты, поясняют разработчики.
Они признаются: идея не сразу находит понимание у консервативных бизнесменов, но более 20 компаний уже согласились на сотрудничество. Их число постепенно увеличивается. Что касается аудитории приложения, то в Перми более 300 тыс. автомобилистов. «На первом этапе мы рассчитываем на людей, которым нравятся гаджеты и всякие необычные штуки. Затем они расскажут о приложении своим знакомым, и так далее», – рассказывает Сергей Прокофьев.
Предприниматели уверены, что формат чата – новый тренд. «Когда мы придумали Wendy и она научилась отвечать на первые вопросы, в СМИ появилась информация, что Facebook тестирует очень похожую технологию для покупки вещей и заказа еды. Это показатель того, что мы движемся в правильном направлении, и главное сейчас – не упустить момент. Только представьте: с одной стороны, небольшая команда в Перми – городе неизвестном в мировом масштабе, с другой – такой гигант, как Facebook. Они имеют в распоряжении почти безмерный денежный и человеческий ресурс, а мы ограничены, наверное, во всем, в чем только можно. Но делаем по сути одно и то же. Это просто магия какая-то!» – восклицает Антон Губин.
Сейчас разработка приложения и его продвижение ведутся на собственные средства основателей проекта. Когда приложение начнет зарабатывать, мы будем привлекать инвестиции на развитие проекта и выход в новые города, рассказали предприниматели.
Сами разработчики отмечают, что Wendy для них – новый опыт. «Я участвовал в IT-проектах, которые успешно запущены, и сейчас работаю над несколькими вещами параллельно с запуском Wendy, но этот опыт не дает универсального решения всех возможных проблем», – признается Сергей Прокофьев. «Раньше я работал в сфере продаж нефтяного оборудования, и там все было понятно. Теперь такое ощущение, будто только вчера родился: каждый день узнаю что-то новое», – делится Антон Губин.
Танки к бою.
Компания AlternativaPlatform, создающая многопользовательские браузерные игры, известна, в первую очередь, благодаря проекту «Танки Онлайн». На полях танкового симулятора ежемесячно сражаются 5 млн человек из 50 стран мира. «Танки» стали самой популярной браузерной игрой в России в 2013 и 2014 году. Компанию, которая на сегодняшний день имеет статус международной, основали трое молодых людей из Перми. В 2008 году предприятие Ивана Зыкова, Антона Волкова и Александра Карповича называлось «Группа товарищей». Товарищи занимались различными мультимедийными проектами, но приступив к разработке графического движка Alternativa3D, отказались от прочих дел и занялись только им. В кризисном 2009 году увидела свет бета-версия игры «Танки Онлайн».
По итогам 2012 года компания «Танки Онлайн» вошла в ТОП-300 организаций малого бизнеса в Пермском крае, получивших наибольшую выручку. Выручка разработчиков танков за год достигла почти 400 млн рублей. Чистая прибыль компании составила 114 млн рублей. По этому показателю предприятие заняло 6-е место среди организаций малого бизнеса региона. Кроме того, компания оказалась в пятерке лучших по рентабельности деятельности.
7,5 тысячи подписок в Intagram.
Первый день работы пермского пивного магазина «Старый Лось» запомнится владельцу надолго. «Самый тяжелый был день открытия. Я пробыл в баре с 10 утра до 6 утра следующего дня. Сначала пришли мои друзья, а потом постепенно начали подтягиваться люди. Месяца через четыре посещаемость достигла пика. До этого я семь с половиной тысяч раз нажал на кнопку «подписаться» в Instagram, много фотографировал заведение, придумывал всякое. Способы продвижения заведения выбираю интуитивно. Есть бесплатные каналы привлечения аудитории, но в рекламу средства вкладываю, хоть и не каждый месяц», – вспоминает Илья Заковырин. На открытие пивного магазина предприниматель взял кредит и пока находится в процессе выплаты.
Сложно и страшно.
Cтремление предпринимателей стартовать своими силами, без привлечения кредитных средств и государственной поддержки, эксперты объясняют сложностями с их получением. «Предприниматели идут по такому пути, потому что кредиты очень дорогие, а господдержку получить непросто. Кроме того, что ставки по кредитам сейчас 20-25% годовых, их еще и выдают с трудом. В «Пермском центре развития предпринимательства» (создан правительством края) можно взять более дешевый заем, правда, только на сумму до 1 млн рублей, но и об этом далеко не все знают. Субсидии и грантовая поддержка никогда не будут массовыми. Например, по программе «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, гранты в прошлом году получили порядка 10 проектов», – комментирует Ринат Шамсиев, экс-директор Пермского городского бизнес-инкубатора, старший преподаватель экономического факультета ПГНИУ.
«Грантовая система поддержки всегда вызывает страх за эффективность и целевое использование этих средств. Он заставляет задуматься о замене грантового финансирования на субсидии или кредиты. Однако у молодых компаний, как правило, отсутствуют залоги, которые необходимы для получения кредитов. Субсидии же зачастую тоже предполагают наличие у молодых компаний истории функционирования, необходимой для попадания в реестры бюджетополучателей. Стоит также отметить, что субсидии предоставляются на возмещение уже понесенных компанией затрат. Следовательно, компания уже должна располагать ресурсами, чтобы эти затраты понести», – добавляет Николай Косвинцев, руководитель Инновационного центра «МОЗГОВО» ПГНИУ. По его мнению, для развития малого бизнеса не только в Пермском крае, но и в России в целом необходимо, чтобы у общества и государства сформировалось отношение к предпринимателю как создателю рабочих мест, необходимых товаров и услуг, благоустроителю территории, приносящему пользу окружающим. «Если изменится ценностная установка общества и государства, условия для развития малого бизнеса будут отрегулированы гораздо быстрее и при меньших усилиях», – заключает г-н Косвинцев.