Фонд «Будущее», аффилированный депутату Законодательного собрания края Дмитрию Скриванову, продолжает размещение нестандартной наружной рекламы на улицах Перми. Вслед за предложением выбрать – космонавт ли Дмитрий Скриванов или «работает», появились плакаты с Дедом Морозом и утверждением, что «местные звездные войны никому не нужны». Лозунг созвучен с призывом не заниматься каннибализмом, с которым г-н Скриванов обратился к элитам в конце декабря на страницах подконтрольных ему СМИ. Эксперты отмечают, что стратегией политика является продвижение идеи о двухполярной системе в Прикамье, в которой один центр силы – губернатор, а второй он оставляет за собой.
«Если посмотреть на политические комментарии, которые появляются в изданиях холдинга «АктивМедиа», на посты в социальных сетях людей, близких депутату, то заметно, как продвигается идея, что региональной элите необходимо консолидироваться вокруг его фигуры. В общественное сознание запускается мысль: есть варяги и есть «наши люди», последним пора начать бороться с первыми, а вожаком патриотов может выступить только Дмитрий Скриванов», – отмечают аналитики Центра деловой информации. В подтверждение своих доводов они приводят цитаты из интервью г-на Скриванова: «В Перми и крае много достойных и перспективных людей, которые заслуживают того, чтобы к их мнению прислушивались. И я готов им помочь...Элиты должны объединиться в интересах Пермского края. И людей, с которыми я не стал бы вести никаких переговоров, зная их беспринципность, совсем немного». Эти слова сопровождаются фотографией депутата, протягивающего читателям руку для рукопожатия.
По мнению политолога Константина Сулимова, необходимо понимать, какова конечная цель такой стратегии. «Это важно, потому что людям надо понимать, к чему они «прислоняются». В данный момент цель выглядит слишком конкретной и инструментальной – «всего лишь» результат ближайших выборов в ЗС и гордуму. А ведь ставку предлагается сделать серьезную: выбрать один из двух «полюсов силы» в регионе. Этот выбор потом будет довольно сложно изменить, особенно если он станет публичным. Если цель инструментальна, то вклад в «дружбу» обычно бывает таким же инструментальным – изменятся обстоятельства, поступит лучшее предложение, и все поменяется», – говорит г-н Сулимов.
Глава совета экспертов центра «Департамент политики» Александр Белоусов согласен с этим тезисом. «Чтобы увеличивать число своих сторонников нужно делать интересные для них предложения. А пока «должны объединиться» звучит как «у вас нет другого выхода, кроме как работать со мной», – рассуждает г-н Белоусов. По мнению эксперта, если бы Дмитрий Скриванов хотел привлечь большее число политиков в свою «партию», то «мог бы уделять собственной персоне не так много внимания».
По словам Константина Сулимова, поляризация как стратегия всегда легче работает с широким электоратом, нежели с элитами, которым обычно требуется набор более специфицированных предложений.
Константин Сулимовкандидат политических наукВажно привлечение некоторого количества друзей-союзников, с помощью чего удастся показать, что «дружить» – а) как минимум нестрашно и б) даже эффективно. Людям легче идти по протоптанной тропе, это в равной мере касается как широких масс, так и элит. Но создать новый раскол сложнее, чем пытаться воспользоваться уже существующим, но дремлющим и не актуализированным. Есть ли такой в Пермском крае?