РЖД намеревается завершить реставрацию железнодорожного вокзала Пермь-I только к концу 2016 года, сообщили Вusiness Сlass в Свердловской железной дороге. Капитальный ремонт объекта был начат почти 10 лет назад, за это время в госкомпании успели назвать уже несколько разных дат окончания работ.
Здание станции является старейшим вокзалом краевой столицы, возведенным в конце XIX века, а также объектом культурного наследия. Общая площадь постройки превышает 2 тыс. кв. метров. По Пермь-I на сегодня следует около 30 пригородных поездов, до закрытия здания услугами вокзала пользовались до 400 тыс. человек в год. За годы постройку коренным образом не реставрировали, и она обветшала. В 2004 году здание закрыли на капремонт, функционировали только кассы пригородного сообщения в пристрое. В 2006 году планировалось приступить к обновлению фасада, а завершить работы – в 2008 году. Однако процесс приостановили, позднее обсуждалась возможность реконструкции вокзала совместно с краевыми властями. Тогда в части помещений разместили бы экспозицию музея современного искусства, но стороны не договорились. В 2010 в здании станции даже открывали палеонтологическую экспозицию «Музея пермских древностей». Позднее назывались и другие даты окончания работ – 2013-ый, 2014-ый, 2015-ый годы. Минувшим летом в РЖД сообщали, что реконструкцию, наконец, закончат в 2016 году. «Завершат реставрацию, скорее всего, только в конце года – здание старинное и могут появиться дополнительные работы, не запланированные проектной документацией», - отметила пресс-секретарь Свердловской железной дороги Галина Ибрагимова.
Причина – в появлении непредусмотренных проектом дополнительных работ. Так, РЖД пришлось восстанавливать сети городской ливневой канализации, без которых невозможно осуществлять дренаж вокзального здания, и чистить колодцы ливневой канализации от Пермь-1 до реки Камы.
По информации Свердловской железной дороги, в 2016 году подрядчик ООО «Корпорация «Р-Индустрия» проведет общестроительные и ремонтно-реставрационные работы внутри здания, смонтирует водосточную систему, благоустроит территорию, установит декоративные элементы. В этом году завершат и отделку фасадов в стиле первоначальной постройки здания. Все утраченные столярные изделия (парапетные решетки, оконные и дверные блоки) выполнят из древесины дуба по чертежам, разработанным по иконографическим материалам исторической записки.
Здание вокзала будет разделено на функциональные части, предназначенные для пассажиров, посетителей и работников вокзала и станции. Для пассажиров предусмотрены операционный зал с кассами пригородного и дальнего следования, зал ожидания, камера хранения, комнаты отдыха, медпункт, санузлы. Запроектированы помещения для общественного досуга с элементами выставочных экспозиций и гардероб. В одной из частей разместят кабинеты для сотрудников. В каждой группе помещений появятся выходы с пандусами и крыльцами.
Намереваясь восстановить прежний внешний вокзала, в помещениях здания уложат натуральный гранит, керамическую плитку и плиты керамического гранита. Со стороны железнодорожных путей, над центральным входом, восстановят исторический навес.
В 2013 году на реконструкцию вокзала было выделено 66,3 млн рублей, в 2014-ом – 100,7 млн рублей, в 2015-ом – более 160 млн. Если учесть, что на завершение работ в 2016 году направят еще 89 млн, то общая стоимость объекта составит в 416 млн рублей. При этом в РЖД подчеркивают, что работы по проектно-сметной документации оцениваются в 396 млн рублей.
Пермский краевед, член городского совета по топонимике Владимир Гладышев отметил, что вокзал Пермь-I является не только объектом культурного и архитектурного наследия, но и памятником истории. «Здание возведено в так называемом ложно- или псевдо-русском стиле, оно связано с историей освоения территорий страны, с неумолимым ходом прогресса», - высказался г-н Гладышев. Краевед добавил, что в свое время на Перми-I останавливался писатель Антон Павлович Чехов. По мнению Владимира Гладышева, после открытия железнодорожного вокзала на его здании надо повестить мемориальную доску, в которой бы была указана историческая справка и интересные факты о постройке. «Я рад, что на Перми-I наведут порядок, в конце концов, это особенное место, площади возле железнодорожного и Речного вокзала присвоено название «Европейская». Если еще удастся привести в порядок здание Речного вокзала в Перми, то будет очень хорошо», - отметил Владимир Гладышев.
историческое фото вокзала с сайта img-fotki.yandex.ru