Экономика
  1. Экономика
 05 февраля 2016, 09:00  

Зомби-машины. Продажи автомобилей в Прикамье по итогам 2015 года упали на 47,3%

Зомби-машины. Продажи автомобилей в Прикамье по итогам 2015 года упали на 47,3%
По прогнозам экспертов, в 2016-м присутствие некоторых иномарок на рынке станет формальным, а ожидание доставки не самых популярных моделей – долгим

Продажи новых легковых автомобилей в Пермском крае в прошлом году сократились вдвое. По данным ГИББД, в 2015 году в регионе зарегистрировано 20,9 тыс. купленных машин, тогда как в 2014 году продано и поставлено на учет 39,8 тыс. новых легковушек. Падение регионального рынка оказалось заметно сильнее, чем в целом по стране. По данным «Ассоциации российского бизнеса», авторынок России по итогам года сократился на 37,5%.

Среди 15 автомобильных марок, общая доля которых на рынке Прикамья составляет 98,9%, наибольшее падение продемонстрировал бренд Mitsubishi, потеряв 62,5%. Более чем наполовину сократились также продажи Skoda (на 58,2%), Toyota (56%) и Volkswagen (50,2%). Более востребованными остаются автомобили низкого ценового сегмента. LADA и KIA уменьшили продажи на треть, а Hyundai снизили показатель только на 10,9%. В результате доля LADA на рынке Пермского края превысила 30%. Корейские бренды обеспечили в общей сложности 19,1% продаж. Значительную долю сохраняет Ford: 13,6%. В структуре российского рынка «корейцы» занимают примерно столько же, а вот доли LADA и Ford в целом по стране заметно ниже, чем в Пермском крае. Отметим, что менее восприимчивы к кризису и машины бизнес-класса. Так, наиболее продаваемая в Перми премиальная марка Mercedes-Benz сократила продажи менее чем на 23,7%. В целом в России бренд потерял чуть более 15%.

По прогнозам экспертов, кардинальных изменений на авторынке не произойдет и в 2016 году. Они не видят в экономике позитивных тенденций, которые указывали бы на то, что покупательская способность будет расти. Тяжелее всего в этих условиях по-прежнему будет массовым брендам. Но в наступившем году автопроизводители вряд ли решат покинуть российский рынок, как это сделали Opel и Chevrolet в 2015 году.

В локомотиве

«Наиболее подвержены кризису автомобили для среднего класса, так называемый масс-бренд. К тому же этот кризис грозит затянуться, что видно по всем экономическим показателям. Финансовое состояние среднего класса едва ли позволяет приобрести новый автомобиль. Зарплата будет уходить главным образом на вещи первой необходимости, чем машины уже не являются», – констатирует бизнес-тренер, основатель проекта Consulting Boutique Personal Partner Дарья Пантюх. По мнению Ильи Титова, руководителя направления продаж сегмента «Авто» проекта IRR.RU («Из рук в руки»), основным гарантом стабильности и роста продаж в 2016 году станет «Автоваз» за счет двух наиболее ожидаемых на рынке новинок: Vesta и XRay. Напомним, продажи последнего стартуют в Перми 15 февраля. Среди потенциальных лидеров эксперт называет и УАЗ, который также активно развивает свою продуктовую линейку и оснащение автомобилей.

«В массовом сегменте значительных изменений ожидать не стоит. KIA и Hyundai останутся лидерами, но, понимая неизбежность сокращения рынка, постараются сохранить не столько объемы продаж, сколько свою долю. Перспективы имеет и Ford: на 2016 год производитель запланировал много премьер, к тому же скажется уход из России главных конкурентов американского концерна – Opel и Chevrolet, – продолжает г-н Титов. Для большинства иномарок наиболее реальной целью является сохранение объемов на уровне 2016 года. Исключение составляет «большая тройка»: BMW, Mercedes-Benz и Audi», – заключает он.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», объясняет устойчивость премиальных марок тем, что у состоятельных клиентов дилерских центров по-прежнему будут средства для покупки автомобиля. Кроме того, такие машины составляют основу корпоративных парков, в том числе госструктур, что также может поддержать этот сегмент, указывает аналитик. «Ситуация с остальными марками, по крайней мере в первые месяцы года, вряд ли будет благоприятной. Экономическое положение их потенциальных клиентов существенно ухудшилось, стало гораздо труднее и дороже привлечь заёмные средства. Все, что остаётся в данном случае автопроизводителям, – ждать восстановления спроса. Да, компании могут разработать какие-то стимулирующие меры для потребителей, но их возможности ограничены: они не могут производить и продавать машины себе в убыток», – заключает г-н Баранов. Дарья Пантюх отмечает, что в премиум-сегменте основной тенденцией станет увеличение срока эксплуатации автомобиля. «Если раньше автомобиль меняли до выхода его из гарантийного обслуживания, то есть менее чем через три года, то теперь клиент будет возвращаться за новым автомобилем на несколько лет позже, и с этим может быть связано некоторое снижение продаж в сегменте», – поясняет она.

Зомби-машины. Продажи автомобилей в Прикамье по итогам 2015 года упали на 47,3%

Меньшее из двух зол

Ухода автопроизводителей с российского рынка эксперты не ожидают. По прогнозам Ильи Титова, хуже всего себя будут чувствовать в 2016 году Citroen, Peugeot, Suzuki, Honda, Jeep и некоторые китайские бренды, такие как Chery. «Сокращение продаж и утрата доли рынка уже заметна среди этих производителей. Citroen и Peugeot объявили о росте цен на большинство своих моделей, при падении продаж в 2015 году на 72% и 73%. А Honda потеряла представительство, и теперь дилеры вынуждены закупать автомобили напрямую у завода-производителя», – аргументирует он.

При этом г-н Титов полагает, что даже перечисленные бренды вряд ли уйдут с российского рынка: «Вероятность есть, но уход с рынка ведет за собой потерю доли, которую впоследствии отъедают конкуренты, и ее возврат может потребовать больше затрат, чем временные убытки в период кризиса. Например, Peugeot с Citroen несут большие убытки, но стараются сохранить долю».

«Все бренды подумали в прошлом году и уже определились со стратегией – уходить или оставаться. Те, кто остался, будут компенсировать убытки в России за счет более удачного сбыта на рынках других стран. При этом можно говорить о так называемых «брендах-зомби», чье присутствие можно будет назвать номинальным ввиду значительного сокращения фактических продаж», – рассуждает Олег Долженков, директор компании «Брайт парк», официальный дилер LADA.

Вместе с тем, по его словам, модельные ряды точно будут уменьшаться. «Эта оптимизация началась уже сейчас. Падение рубля и низкие продажи вытесняют с рынка менее успешные модели», – утверждает г-н Долженков.

Не согласен с ним Роман Хаскин, директор по маркетингу компании Vega Motors. По его мнению, сократить модельный ряд даже сложнее, чем покинуть Россию, и особого смысла в этом нет. «Если говорить про доступный склад автомобилей, то, конечно, и на федеральных, и региональных складах будут доминировать низкобюджетные модели. Но при этом для заказа будет доступен весь модельный ряд. Просто ждать непопулярные модели придется дольше. А ждать российский покупатель не любит, – поясняет он. – В то же время есть вероятность сокращения дилерской сети в РФ. С этой точки зрения, в зоне риска – американские и французские марки, за исключением Renault», – добавляет г-н Хаскин.

Зомби-машины. Продажи автомобилей в Прикамье по итогам 2015 года упали на 47,3%

В поисках опоры

Эксперты говорят о разных методах и факторах поддержки авторынка в 2016 году. Однако вывод напрашивается один – можно замедлить падение рынка, но к увеличению общих продаж новых машин не приведут никакие ухищрения.

По мнению Дарьи Пантюх, помочь автомобильному бизнесу в условиях кризиса может серьезное развитие направления trade-in и торговля подержанными автомобилями. «Уже в прошлом году наблюдалась тенденция делать выбор в пользу подержанных автомобилей. Клиент среднего класса сегодня выбирает машины более высокого класса, чем раньше, но подержанные», – отмечает она. При этом г-жа Пантюх считает, что такой вид бизнеса лучше организовывать совсем не так, как сейчас: с улицы машины перевести в салон, сильно расширить ассортимент и выбор, улучшить предпродажную подготовку, чтобы в машине «пахло» новой. «Дилеры всегда делали упор на продажу новых автомобилей. Тогда как еще лет десять назад надо было сконцентрироваться на достойном сервисном и постпродажном обслуживании. В условиях кризиса это становится особенно актуальным. Кроме того, целесообразно вкладывать деньги в развитие и мотивацию персонала, так как, по большому счету, успех дилерского предприятия полностью зависит от работы сотрудников и их вовлеченности», – говорит Дарья Пантюх.

«В 2015 году благодаря помощи государства российский авторынок показал падение на 35%, хотя мог упасть еще больше. На 2016 год также запланированы программы, способные поддержать его. При этом многие производители усиливают спрос искусственно, выводя новые модели на рынок и расширяя линейку продаваемых автомобилей. Кроме того, они начинают работать в направлении кредитования, и часть из них уже запустила собственные кредитные программы: например, Peugeot и Renault, предоставляющие ставку 0%, что, по их мнению, стимулирует спрос», – рассказывает Илья Титов.

«Определяющими факторами состояния автомобильной отрасли являются располагаемый доход населения и курс рубля. Увеличить продажи в 2016 году не удастся. Все государственные программы, которые действуют сейчас, направлены на поддержание отрасли, а не на ее рост. Как только будет понимание, что рынок начал расти, все программы будут остановлены», – уточняет Олег Долженков.

Зомби-машины. Продажи автомобилей в Прикамье по итогам 2015 года упали на 47,3%

Фото: drivemir.ru

Читайте также:

ТОП-5 автомобильных марок, расставание с которыми пермяки пережили в 2015 году

В Перми закрываются салоны по продаже меха и кожи

Все новости компаний