Город
  1. Город
 27 февраля 2016, 13:03  

Удар по бизнесу. Предприниматели по всей России становятся фигурантами уголовных дел, которые возбуждены необоснованно

Удар по бизнесу. Предприниматели по всей России становятся фигурантами уголовных дел, которые возбуждены необоснованно

В непростых экономических реалиях, в которых живет наша страна, когда падают цены на сырьевые ресурсы, роль малого и среднего бизнеса в России выходит на первый план. Стабильная работа предприятий – это и статья доходов в региональных бюджетах (на фоне секвестирования госдотаций), и рабочие места, а значит, источник средств к существованию миллионов людей.

Неудивительно, что на этом фоне вопрос бизнес-климата стал «номером один» и привлек внимание первых лиц государства. Владимир Путин подверг резкой критике действия силовых структур, которые, по его мнению, зачастую «перегибают палку» и действуют вопреки экономическим интересам страны. Из 200 тысяч дел, возбужденных по экономическим преступлениям, лишь 15% закончились вынесением приговора, то есть были заведены действительно по факту преступления. Остальные 170 тысяч дел были возбуждены необоснованно, а люди незаконно провели годы под арестом. «При этом абсолютное большинство (83%) предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили, – отметил президент. – Я прошу следственные органы и прокуратуру обратить на это особое внимание».

В попытке унять ретивую «силовую дубину», которая зачастую бьет по предпринимателям исходя из интересов конкурентов, а не закона, была создана комиссия при администрации Президента, в которую вошли представители МВД, Российского союза предпринимателей, общественной организации «Деловая Россия». Задача комиссии – решение системных вопросов: усовершенствование законодательной, налоговой и уголовно-процессуальной базы для улучшения бизнес-климата и создания гарантий определенной «неприкосновенности» предпринимателей.

Как отметил на пресс-конференции, посвященной незаконному уголовному преследованию, уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов, самая «популярная» у следователей статья Уголовного кодекса – это 159-я: «Мошенничество». Половина бизнесменов обвиняется именно в мошенничестве, и большинство из них после этого сразу же оказываются в СИЗО на долгие годы. «У нас есть один предприниматель, который под следствием провел уже более 5 лет! 5 лет человек находится в СИЗО, а это даже не колония. Там условия очень жесткие», – возмутился бизнес-омбудсмен и добавил, что в принципе все споры, какие возникают в деятельности предпринимателей, лежат в гражданско-правовой плоскости, а не в уголовной. «Мошенничество – это заранее продуманная история. Когда ты специально подписываешь контракт, зная заранее, что ты что-то не выполнишь. Такие дела встречаются редко. Чаще всего спор идет о выполнении или невыполнении контракта одной из сторон. А это никак не уголовное дело». И тем не менее в адрес Бориса Титова и Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» поступают тысячи обращений от предпринимателей, арестованных по подозрению в мошенничестве.

«Мы все обращения тщательно изучаем, – рассказывает сопредседатель ЦОП «Бизнес против коррупции» Андрей Назаров. – У нас целый пул юристов и различных экспертов, которые рассматривают каждое дело, чтобы убедиться, что преследование действительно незаконно. Наш анализ работы говорит, что если человек находится в СИЗО, то в 90% случаев кто-то за этим делом стоит. Кто-то, что-то – в общем, не просто так человека арестовывают, а для того, чтобы отстранить от активов, от производства. Он не может нормально защищаться. А за несколько лет, понятно, ни бизнеса, ничего».

«Вот одно из таких дел – обвинение в мошенничестве пермского предпринимателя Рустама Гильфанова, совладельца «Уральского завода противогололедных материалов», – привел пример на пресс-конференции Борис Титов. – Абсолютно выдуманное дело. И если кого-то мы освободили под подписку, то здесь никак не можем, год и два месяца человек сидит в СИЗО. Совершенно неразумно и несправедливо».

Уральский завод противогололедных материалов в рамках выполнения государственных контрактов в 2011-2012 годах производил и поставлял противогололедные реагенты для нужд Москвы. По версии следствия, мошенничество заключалось в том, что состав поставленной продукции отличался от указанного в коммерческом предложении, направленном предприятием до участия в аукционах. На торгах и в контракте заказчик запросил совершенно другой состав антигололедного средства, который предприятие ему и поставило.

В ходе экспертиз следствие установило, что поставленный реагент соответствовал требованиям данного договора. Проверки ФАС и Контрольно-счетной палаты не выявили каких-либо нарушений по исполнению контрактов или фактов причинения ущерба бюджету Москвы. Правительство Москвы и Департамент ЖКХиБ также неоднократно официально заявляли следствию, что не признают себя потерпевшей стороной и считают контракты выполненными.

Несмотря на это, следствие вменяет предпринимателю ущерб в размере 2,5 млрд руб. (сумма контракта поставленного реагента).

Адвокат по уголовным делам правового центра «Человек и закон» Дмитрий Памфилов, изучив материалы дела, заявил: «На мой взгляд, это дело «пролоббировано», и в нем заинтересованы конкуренты компании. Действия обвиняемого, по нашему мнению, квалифицированы неверно, а мера пресечения в виде заключения под стражу Басманным районным судом города Москвы незаконна».

Эксперт Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» адвокат Тимофей Ермак тоже считает, что в деле есть ряд грубых нарушений как конституционных прав, постановлений Верховного суда, так и действующего Уголовного кодекса: «В нарушение норм ч. 3 ст. 20 УПК РФ данное уголовное дело было возбуждено без заявления потерпевшего, и в ходе следствия ни (жалоб) потерпевшей стороны, ни доказательств обмана кого-либо Рустамом Гильфановым так и не нашлось. По факту вменения Гильфанову ст. 174.1 УК РФ («Легализация денежных средств и иного имущества») также состав преступления отсутствует. Средства компания получила в результате исполненных контрактов, а направила эти деньги, как пишет само же следствие в обвинении, на выплату заработной платы работникам завода, расчеты с поставщиками, налоги в разные бюджетные уровни».

Компания, построенная «с нуля» Рустамом Гильфановым на территории заброшенного автопарка в 2007 году в Краснокамске, за несколько лет превратилась в единственный в России научно-исследовательский центр по разработке антигололедных средств. Продукция прошла сертификацию на соответствие европейскому качеству и поставляет реагенты как в Россию, так и за рубеж. Предприятие – один из крупнейших налогоплательщиков края. К слову сказать, за несколько лет деятельности предприятие только налогов выплатило более 3 миллиардов рублей, что превышает ущерб, якобы нанесенный правительству Москвы.

В настоящий момент дело Рустама Гильфанова находится в Генеральной прокуратуре. Она должна принять решение – утвердить ли обвинительное заключение следствия или прекратить уголовное преследование предпринимателя. В это же ведомство, а также Владимиру Путину поступило обращение от Бориса Титова и коллектива «Уральского завода противогололедных материалов» с просьбой предотвратить уничтожение пермского предприятия и закрыть дело Гильфанова за неимением состава преступления.

Все новости компаний