Вслед за ростом доллара и евро поднялись цены и на запасные части для автомобилей, причем это касается как иномарок, так и машин отечественного производства. «Колебание курсов валют повлияло на динамику авторынка, который в значительной степени зависит от импорта. Большая часть запасных деталей подорожала в среднем на 30%. Но есть позиции, по которым стоимость выросла на 100-200%, например, запчасти для японских автомобилей. Увеличение цен на 15% наблюдается и на запасные детали для отечественных авто, как следствие, увеличилась и стоимость ремонта», – отмечает Дмитрий Белов, директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр».
Александр Харагезов, директор департамента страховых выплат «АльфаСтрахование», подчеркивает, что в зависимости от марки производителя транспортного средства стоимость запчастей выросла от 5 до 45%. Рост стоимости транспортного средства не пропорционален росту курсов иностранных валют, очень многое зависит от политики конкретного производителя, бренда, добавляет г-н Харагезов.
По словам Андрея Чечелова, директора департамента экспертизы и урегулирования убытков Страховой компании «Согласие», удорожание стоимости запасных частей у производителя и в розничной сети отстает от изменений роста доллара и распределяется крайне неравномерно – как по маркам автомобилей, так и по различным группам деталей. «Определяется данная неравномерность наличием большого остатка запасных частей ввезенных и находящихся на складах деталей, а также тем, что многие производители локализовали производство части деталей на территории России», – поясняет Андрей Чечелов.
Не больше 2%
Увеличение стоимости запасных частей напрямую влияет на цену ремонта автомобиля, в том числе после аварии. По оценкам некоторых участников рынка, из-за удорожания ремонта увеличилось число случаев, когда после аварии констатируется конструктивная гибель авто (иначе говоря, машины списываются в «тотал»). Сотрудник одного из пермских дилерских центров говорит, что количество таких случаев в 2015 году возросло на 10-20% в сравнении с 2014-м.
Количество полного списания автомобиля выросло на 10-20%.
По мнению Дмитрия Белова, ситуация со списанием авто сегодня может быть выгодна страховым компаниям, поскольку они в любом случае рассчитывают суммы выплат исходя из стоимости запчастей. «Как правило, страховая компания признает конструктивную гибель автомобиля либо в том случае, когда ремонт может обойтись дороже выплаты или когда рыночная цена автомобиля значительно повысилась», – подчеркивает Дмитрий Белов.
Тем не менее страховщики, опрошенные Business Class, не отмечают такой тенденции: доля списанных в «тотал» авто не превышает, по их статистике, 2%. «Доля запасных частей в итоговом заказ-наряде может достигать 80-90%, а стоимость работ за последние 1,5-2 года практически не поменялась. Удорожание ремонта при прочих неизменных условиях должно было повлиять на увеличение доли событий, при которых стоимость ремонта приближается к стоимости автомобиля. Однако последняя тоже претерпела изменения. Цена автомобилей в рублях выросла, и доля конструктивно погибших транспортных средств в результате страховых событий пока не увеличилась», – добавляет Андрей Чечелов.
Растет число случаев, когда ремонтировать авто становится экономически не целесообразно.
Алексей Карпицкий, заместитель директора по урегулированию убытков АО «СОГАЗ», говорит, что в начале прошлого года компания прогнозировала рост количества «тотальных» убытков по страхованию автокаско в связи с увеличением стоимости запчастей. «Однако существенного изменения доли «тотальных» убытков, по крайней мере в нашей компании, не произошло. На сегодняшний день она составляет порядка 2% от общего количества страховых случаев по автокаско», – рассказывает Алексей Карпицкий.
По данным «АльфаСтрахование», в 2015 году в Перми не произошло увеличения числа случаев, когда констатируется конструктивная гибель автомобиля. За год компания зафиксировала 6 случаев, что составило 0,75% всех убыточных случаев. В 2014 году эти показатели составляли 24 и 1,71% соответственно. «Вполне возможно влияние потенциального изменения портфеля, например, увеличение доли более аккуратных водителей. В 2014 году мы наблюдали рост доли таких случаев почти на 70% и постарались своевременно сделать соответствующие выводы», – считает Александр Харагезов.
Два варианта
По словам Андрея Чечелова, при конструктивной гибели транспортного средства клиент вправе получить всю страховую сумму и передать остатки транспортного средства в страховую компанию либо оставить поврежденный автомобиль у себя и получить страховую выплату за вычетом стоимости годных остатков транспортного средства. «Выбор остается за клиентом, и многие страхователи заинтересованы передать автомобиль в страховую компанию, потому что это наиболее удобный и понятный вариант урегулирования события», – поясняет г-н Чечелов.
Дмитрий Белов рассказывает, что страховщики, как правило, продают битые машины не самостоятельно, а через фирмы, где любой желающий может приобрести такое авто «под восстановление». «Также «тотал» продают на запчасти. Если авто было куплено в кредит и он еще не погашен, выгодоприобретателем по договору КАСКО в случае списания авто или его угона является банк. В различных ситуациях признание конструктивной гибели автомобиля может быть выгодно или невыгодно автовладельцу. Обычно после подписания соглашения со страховой компанией и согласования стоимости подходящих для реализации остатков авто деньги выплачиваются банку, а сумму сверх остатка по кредиту – владельцу авто.
Оценку обычно осуществляют экспертные организации, имеющие договорные отношения со страховой компанией. В случае если автовладелец все же решит обратиться в суд, то ему выгоднее сначала погасить кредит. У каждого страховщика условия выплаты компенсаций могут различаться. Определение стоимости годных остатков происходит на основании отчета эксперта-оценщика. Оспорить сумму компенсации очень сложно, так как, подписывая договор страхования, клиент соглашается с заявленной стоимостью авто на момент заключения договора», – рассказывает Дмитрий Белов. Собеседник «bc» в одном из пермских дилерских центров отмечает, что среди тех, кто приобретает списанные в «тотал» авто, есть и «предприниматели», которые ремонтируют машины, а затем продает их на вторичном рынке.
Участники рынка считают, что в 2016 году рост стоимости запасных частей для машин продолжится, при этом эксперты более осторожны в отношении динамики случаев тотальной гибели авто. «Если говорить о ремонте у официальных дилеров, то мы, безусловно, ожидаем определенный рост, вызванный падением рубля и, как следствие, удорожанием запасных частей и материалов. Существует вероятность, что возможен рост частоты случаев, когда ремонтировать транспортное средство станет экономически не совсем целесообразно. В данный момент внимательно отслеживаем тенденции», – делится Александр Харагезов.
Андрей Чечелов прогнозирует возможное локальное увеличение доли конструктивно погибших автомобилей в связи с тем, что стоимость запасных частей растет быстрее цены автомобилей, Но, скорее всего, это будет ограниченный период времени, пока баланс стоимости автомобиля и запасных частей не придут в форму, – полагает г-н Чечелов.
По мнению Дмитрия Белова, стоимость авто в 2016 году продолжит увеличиваться: производители уже подняли цены, и эта тенденция, скорее всего, продолжится. «Вырастет ли число случаев списания авто в «тотал», прогнозировать сложно. Это будет зависеть от общей ситуации на рынке страхования, оценивать которую на сегодняшний день преждевременно», – считает Дмитрий Белов.