Город
  1. Город
 26 марта 2016, 09:00  

Братья беспилоты

Братья беспилоты
В Пермском крае растет число беспилотников. Аппараты используют в своих целях как различные ведомства, так и авиамоделисты. Последние опасаются грядущих государственных «репрессий»

В конце марта в России вступает в силу закон об обязательной регистрации беспилотных летательных аппаратов массой свыше 250 граммов. Специалисты считают, что это настолько усложнит правила их использования, что полеты будут фактически прекращены. Прежде всего закон серьезно ударит по частникам, которые используют беспилотники в собственных целях.

В Прикамье дроны уже давно используются различными службами. Так, на прошлой неделе ГИБДД Пермского края анонсировала запуск беспилотника для патрулирования трассы Пермь-Екатеринбург. Правда, предоставить информацию об итогах эксперимента в Госавтоинспекции пока отказались.

Вслед за ГИБДД в этом году закупку квадрокоптеров начало и ГУ МЧС по Пермскому краю. С помощью техники в ведомстве намерены обследовать обстановку во время паводков, на природных и техногенных пожарах, при поисково-спасательных операциях в труднодоступной местности.

Летом 2015 года южнее Березников прошел разрушительный шквал, последствия которого специалисты смогли оценить только при помощи беспилотника. Всего было повалено или сильно повреждено около 350 га леса, ширина полосы разрушений от шквала составила около двух километров. На берегу Камского водохранилища шквал уничтожил практически все деревья.

Братья беспилоты

фото: Березниковское лесничество.


В 2015 году Пермский университет на федеральные средства развития вуза как национального исследовательского приобрел беспилотный летательный аппарат для оперативного экологического мониторинга. «Летающая лаборатория», способная нести на борту свыше 9 кг. полезной нагрузки, поможет проводить мониторинг состояния лесов и особо охраняемых природных территорий, отслеживать вырубки и объекты, загрязняющие окружающую среду.

«Беспилотник» оснащен фотокамерой высокого разрешения (24 Мп), курсовой видеокамерой, тепловизором и высокоточной геодезической системой, позволяющей получать карты с точностью до 5 см. Аппарат может находиться в воздухе свыше 3 часов при скорости до 120 км/ч. С высоты от 50 до 3500 метров и на расстоянии до 150 км от точки запуска ученые смогут получать данные в режиме реального времени. Аппарат имеет возможность летать как в ручном режиме, так и по заранее заданной программе, зависать над объектом исследования и автоматически возвращаться на базу.

Используют беспилотный авиационный комплекс (БАК) в целях более эффективного кадастрового учета в «Центре технической инвентаризации Пермского края». Как рассказали Business Class в ЦТИ, результатом аэрофотосъемки с использованием БАК является картографическая основа, которая затем применяется в процессе учета объектов недвижимости.

«Использование БАК целесообразно в случаях, когда кадастровые работы выполняются в отношении объектов большой площади и протяженности, а также в когда затруднен доступ к данным объектам. Например, мы видим актуальным использование ортофотопланов, полученных при аэрофотосъемке БАК при производстве комплексных кадастровых работ, что позволяет минимизировать возможность возникновения кадастровых ошибок, при этом полнота и актуальность графической информации обеспечивает сокращение сроков выполнения работ», - рассказали в «Центре технической инвентаризации Пермского края».

Среди пермских фотографов аэросъемка с помощью беспилотников практикуется уже давно. Одним из первых в Перми стал использовать коптеры для этих целей Илья Липин. Сегодня на его счету – десятки фото- и видеорепортажей, снятых в Перми и других городах края. Среди них, например, съемка с места провала в Соликамске.

Братья беспилоты

фото: Илья Липин.

По словам Ильи Липина, за последние несколько лет, помимо бума любительских полетов, произошла «тихая технологическая революция». «Беспилотники взяли, и наступили на горло традиционной авиации. В геодезии, геологии, в лесном хозяйстве, а особенно в богатой деньгами и одновременно умеющей их считать сфере нефти и газа. Съемка с беспилотников потеснила полеты на вертолетах и больших самолетах. Многие предприятия активно развивают и собственный парк БПЛА, а также привлекают сторонние организации, которые выполняют ту же работу, что и авиация, но дешевле, качественнее, быстрее, точнее.

Технологическое завтра уже за окном и аппараты, пригодные для коммерческой эксплуатации, создаются буквально одним-двумя специалистами с применением высоких гаражных технологий. Причем создаются серийно. Однако на рынке работают и крупные производители беспилотной техники. Стоимость их оборудования отличается от производимых малым бизнесом на порядок минимум, в большую сторону, понятно, при аналогичных характеристиках».

По информации интернет-газеты «Текст», большая часть коптеров, которые используют в Перми – это небольшие аппараты, весом около 2-3 кг. Распространенные в продаже коптеры фирмы DJI весят в районе 1,5 кг. Вскоре все подобные аппараты придется регистрировать. Илья Липин считает, что принятые изменения в воздушный кодекс направлены на монополизацию рынка, оставления на нем только крупных игроков.

Илья Липин, фотограф, специалист по разработке дронов:
– Авиамоделисты, фотографы, видеографы с мультикоптеров, да и просто любители летающей техники совершенно случайно попали под законодательный каток, выпав из правового поля. Сейчас подзаконными актами государство пытается придумать как их обратно «легализовать». Получается плохо, внятных и выполнимых процедур государством так и не представлено. Так что вполне вероятно, что любителей поднимать в воздух снимающую технику, будут вскорости случайным образом наказывать.

фото в заголовке: ПГНИУ

Персоны:
Все новости компаний