Антирепрессанты
Странно, что в некоторых пермских институциях до сих пор не поняли, что интернет помнит все и ничего не прощает. Ранее уже случались казусы, когда неосторожные высказывания чиновников в сети становились предметом широкого обсуждения и насмешек, но эти истории никого ничему не научили. Иначе чем объяснить текст, выпущенный руководством «Мемориального комплекса политических репрессий» (ранее «Пермь-36») и приуроченный к Дню космонавтики. Авторы данного опуса легко и непринужденно размышляют о влиянии на технический прогресс пенитенциарной системы СССР, в частности, так называемых «шарашек» – секретных НИИ, подчиненных НКВД, где принудительно трудились светлые технические умы, которые по тем или иным причинам не угодили властям.
«Отмечается, что большое количество изобретений было создано именно в «шарашках». Кроме того, в условиях надвигающейся войны «шарашки» были защитой от шпионажа и от физического устранения ведущих советских ученых враждебными силами», – легкомысленно сказано в тексте.
С каждым абзацем крепнет чувство, что авторы с ожесточением пилят сук, на котором сидят. Текст завершается потрясающе: «Таким образом, отдавая дань справедливости, мы должны сказать, что пресловутые «шарашки» сыграли важную роль в становлении советской науки. Труд заключенных, в том числе политических, применялся наряду с другим. В этом смысле День космонавтики – это, конечно же, торжество науки, а не идеологии».
В интернете буря крыла мглою небо: «Вот как видят историю политических репрессий мародеры, захватившие музей «Пермь-36», – констатировала Елена Санникова. «Чтоб последние мозги не утекли за рубеж, надо срочно всех в шарашку!» – решил Ильшат Канчурин. «Шарашки – это такой коворкинг, только без смузи», – ввернул Андрей Денисенко.
Резонанс получился столь размашистым, что оправдываться перед пермяками пришлось даже министру культуры Игорю Гладневу: «Существование такой научно-производственной единицы, как «шарашка», является историческим фактом, – размышлял г-н Гладнев в заметке на официальном сайте минкульта. – При этом я не считаю, что предложенные условия для научных работников, инженеров и конструкторов явились эффективным способом работы, бесспорно доказавшим свою целесообразность». Министр культуры даже признал, что к заключенным «шарашек» относились несправедливо и жестоко. «Тезис, опубликованный на сайте «Мемориального комплекса политических репрессий», по моему мнению, не является достаточно взвешенным и требует исправления», – заключает чиновник.
Исправлен тезис был кардинально – его просто удалили с портала «Мемориального комплекса», но стараниями экс-руководителя «Перми-36» Виктора Шмырова он был сохранен в сетевых анналах.
Без вины виноватый
Министерство культуры стало фигурантом еще одного сюжета. На странице ведомства в социальной сети Facebook ни с того ни с сего было размещено официальное сообщение о том, что минкульт намерен судиться с бывшим директором Театра-Театра Владимиром Гурфинкелем. «По информации СК РФ по Пермскому краю, – веско начиналось сообщение, – Следственным комитетом выявлен состав преступления, совершенного В.Л. Гурфинкелем, исполнявшим в начале 2014 года обязанности директора театра».
По версии чиновников, Гурфинкель во время работ по реконструкции сцены Театра-Театра причинил ущерб бюджету края на сумму более 2 млн рублей – тем, что допустил халатные действия и утвердил документацию, не соответствующую техническим регламентам. Самой интересной подробностью было то, что Гурфинкель, как сообщали в минкульте, полностью признал свою вину.
Ответ не заставил себя долго ждать. Театр-Театр оперативно сформулировал контрвыпад: «СК РФ по Пермскому краю была проведена проверка действий Гурфинкеля В.Л., – напоминают в культурном учреждении. – По результатам проверки было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела». Впрочем, не могло все закончиться лишь перечислением всем известного фактажа, поэтому «коммюнике» завершалось весьма воинственно: «Результат проверки, проведенной Следственным комитетом, не является основанием для публичного обвинения в совершении преступления. Считаем некорректным высказанное учредителем театра обвинение Владимира Гурфинкеля в совершении преступления», – говорится на сайте театра.
Читатели запаслись поп-корном, но пока война, как говорится в школьных учебниках истории, приобрела позиционный характер.
Ходячая реклама
Очередная порция романтической неправды от авторов паблика «Пермь. Утопия» на этот раз касается приближающегося туристического сезона: «Пермякам бесплатно сделают татуировки «59 регион». В преддверии летнего сезона министерство туризма Пермского края анонсировало новый имиджевый проект, в рамках которого любой желающий сможет бесплатно нанести себе на тело татуировку «59 регион». В министерстве туризма надеются, что татуированные пермяки станут живой рекламой Пермского края, когда окажутся среди своих соотечественников на пляжах Вьетнама, Таиланда и Индии. Вместе с сертификатом на бесплатное тату пермяки получат брошюру с рекомендациями по продвижению собственного региона – о каких достопримечательностях стоит упомянуть в разговоре и какие гостиницы посоветовать для отдыха».
Одним словом, теперь вы точно знаете, как помочь родному региону.