Новая выставка, открывшаяся в Пермской художественной галерее, представляет одного из самых необычных представителей современного актуального искусства России – Леонида Тишкова.
Пермяки с его творчеством знакомы хорошо: несколько лет назад, в разгар нашей культурной революции, вместе с куратором Екатериной Деготь Леонид Тишков оформил выставку «Кудымкор – локомотив будущего». Выставка была посвящена короткой, но яркой жизни нашего земляка, художника и просветителя Петра Субботина-Пермяка. Тогда Тишков создал цикл графических работ, которые были выполнены в стиле рисованной истории и рассказывали о жизни и работе коми-пермяцкого художника.
Новая выставка называется «Взгляни на дом свой», а родной дом художника находится в селе Нижние Серги Свердловской области. После школы Леонид Тишков получил профессию врача, но любовь к рисованию победила, и он занялся книжной графикой и карикатурой.
Можно сказать, что название выставки указывает на источник творческих идей и находок, многие из которых лежат в семье, в бытовых и семейных традициях и ритуалах.
Одно из самых известных произведений, представленных на пермской выставке, это «Вязаник», похожий на полосатый вязаный чехол для человека или кокон, в котором можно поместиться полностью с головой. Эту вещь выполнила мама художника Раиса Александровна, она же научила Леонида Тишкова вязать из длинных ленточек, которые нарезают из старой одежды.
На Урале эта техника изготовления вязаных ковриков и половичков известна каждому. Но художник, исследуя тему памяти, дал современное прочтение этой темы. Переживая смерть матери, он разрезал на ленточки ее платья и связал из них объект «Моя матка». Памяти матери посвящена и работа «Воссоздание образа из частиц утраченной жизни».Это икона, выложенная разноцветными пуговицами, которые мать художника собирала и хранила в коробке, используя по мере надобности.
«Я хотел сделать портрет своей матери, а потом подумал: почему только своей? Мать есть у каждого человека. Тогда я решил сделать портрет Мадонны, используя известный образ иконы Богоматерь Владимирская» – рассказывает Леонид Тишков. В этих необычных, душевных и пронзительных проектах художнику удается, казалось бы, невероятное – сделать память осязаемой.
К окружающей действительности и к самому себе Леонид Тишков относится с добрым юмором. На любимую тему вязаных ковриков художник откликнулся ироничной инсталляцией. В России принято в память о великих делах отливать памятник в бронзе, вот Леонид Тишков и сделал бронзовый коврик. Впрочем, здесь возможно и другое прочтение темы: «Уральские жители настолько суровы, что…».
Мультижанровость – отличительная черта творчества Леонида Тишкова, он работает в разнообразных техниках и художественных направлениях: рисует и фотографирует, шьет и вяжет, создает инсталляции и устраивает перформансы. И выставки его никогда не бывают скучными или монотонными.
У Леонида Тишкова есть интересная особенность: однажды созданные им герои сопровождают его и дальше, становятся не просто «визитными карточками» его творчества, а скорее домочадцами, с которыми он любовно возится и придумывает новые воплощения.
За годы своего творчества художник придумал много необычных мифологических персонажей, таких как Даблоиды, Протодаблоиды, Стоматы, Живущие в хоботе и другие. Среди них однажды появились вполне себе понятные, хотя и несколько абсурдные, водолазы. Сначала они жили как графические персонажи, а на выставке «Взгляни на дом свой» водолазы приобрели объем, и их шлемы стали испускать таинственный свет.
За все эти невероятные и добрые придумки, а также за его книги с чудесными иллюстрациями Леонида Тишкова часто называют сказочником. Для представителя современного актуального искусства звучит это немного странно, но самому художнику такая оценка нравится.
Поклонников у Леонида Тишкова много, он известен далеко за пределами России, а его работы хранятся в коллекциях Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, музейных собраниях США, Польши и Италии.
Самая известная из последних работ Леонида Тишкова, арт-проект «Частная луна», рассказывает о фантастической ситуации: как к человеку пришла луна и осталась с ним. С тех пор они всегда вместе: в горах, в Париже, в деревне, в лодке на озере.
В сюжетах актуальных фотохудожников прием перемещения предмета в разные точки пространства не нов: один фотограф таскает по свету красный диван, другой – в любой кадр помещает свою собачку. В проекте «Частная луна» в каждой фотографии есть большая светящаяся луна (если быть точным – молодой месяц) и автор, но каждый раз вокруг этой пары выстроена такая поэтичная обстановка, что фотографии кажутся точными и тонкими зарисовками психологического состояния человека в данный момент. Глядя на них, понимаешь, что если бы Леонид Тишков не стал художником, он стал бы писателем, каждая запечатленная в кадре инсталляция с луной прочитывается как отдельная история.
Арт-проект «Частная луна» получил очень большую известность, с выставкой работ художник побывал во многих странах мира. Пермякам повезло вдвойне: Леонид Тишков привез на выставку и главный объект проекта – луну. Луна большая, двухметровая, красивая, сидит в настоящей лодке, и если ее подключить к электричеству – светится ярким белым светом. Возможно, вскоре в арт-проекте «Частная луна» появится новая работа с пермской тематикой.