Изделия hand made в последнее время на пике популярности. Модно носить платья и украшения ручной работы, иметь дома посуду из частной гончарной лавки, заказывать вязаные шапки у мастериц. Спрос рождает предложение, поэтому больше становится и людей, создающих эксклюзивные вещи собственными руками.
Ранее мы писали про народного мастера Юрия Чиркова, который делает художественные скульптуры и обучает этому молодежь. Сегодня публикуем первую часть подборки историй людей, занимающихся менее «брутальной» работой – вязанием, шитьем одежды и аксессуаров. Пять умельцев из Перми рассказали Business Class о том, с чего начинали, сколько сейчас зарабатывают на заказах и как продвигают собственный бренд.
Анастасия Палкина, 24 года. Шьет юбки из фатина
Настя называет себя токсическим любителем юбок и платьев. Осенью прошлого года она загорелась идеей приобрести фатиновую юбку, но никак не могла определиться с цветом. В итоге выделила пять вариантов, закупила ткань и начала шить.
– Подруги тоже захотели такие юбки. Сшила и для них. Потом этот предмет гардероба стал модным, и я завела серьезный разговор с моим инвестором и помощником – мужем. Его было сложно убедить в необходимости закупить большой объем тканей. Он задал вполне логичный вопрос: а где уверенность, что людям это нужно. Но моего энтузиазма хватило, чтобы его убедить, – рассказывает Настя.
Когда пришла первая партия материала, девушка принялась за дело. Днем была на основной работе (Настя специалист отдела закупочных процедур и сопровождения контрактов Пермской ГРЭС – «bc»), а шила по вечерам.
– Я не профессиональная швея, рука у меня не набита, опыта и сил не хватает. Иногда я даже не спала по двое суток – так много работала. Однажды обратилась за помощью к знакомой, с тех пор мы шьем юбки вдвоем.
Девушка утверждает, что заказов у нее много. В некоторых случаях из-за сжатых сроков она даже отказывает в пошиве.
– Прибыльно ли это? Да. Вырученные средства я вкладываю в закупки материалов и прочие расходы. Грандиозных планов по развитию пока не строю, – рассказывает Настя. – Однозначно, продолжу шить фатиновы юбки и дальше. Я много чем увлечена по жизни, но эта тема особенная, поэтому рассуждаю так: либо развиваться, либо закрываться. Третьего не дано. И мне больше импонирует первый вариант.
Продвигать собственный бренд, который мастерица назвала Tinsel & Tulle, решила в основном не в интернете, а на фестивалях.
– Не хочется навязывать свои работы людям в соцсетях, думаю, что все устали от постоянного «впаривания». Пользуюсь тем, что летом в Перми проводится много фестивалей, где можно найти своего клиента и узнать его потребности.
Наталья Дроздова, 35 лет. Шьет сумки из искусственной кожи и павлопосадских платков
Для Натальи пошив сумок – это хобби, которое приносит стабильный доход. В 10-м классе она создала свой первый рюкзак: преобразила мешок из-под картошки. Говорит, стирала три дня, чтобы избавиться от пятен и запаха, а потом два дня шила. Зато, вспоминает, такого больше ни у кого не было.
– Потом шила сумки под свой гардероб, а с выходом в декрет начала принимать заказы. Три года назад мы переехали в частный дом, где муж оборудовал мне собственную мастерскую, – рассказывает Наталья. – По образованию я геолог, шитью специально нигде не обучалась, все постигаю на практике. Один заказ выполняю в течение семи часов, без учета времени на закупку материалов и общение с клиентами.
Денег, которые приносит Наталье ее хобби, хватает, как она говорит, «на жизнь без излишеств». Заказы есть всегда, но количество зависит от сезона. Летом, например, их меньше. При этом девушка практически не занимается продвижением своего бренда – создала только группу «Ручная кладь» ВКонтакте.
– Я человек, который не умеет планировать, поэтому говорить о том, буду ли шить на заказ всю жизнь, не могу. Одно знаю точно – сама покупать сумки в магазине не буду никогда, а лучше сделаю их в своей мастерской.
Дарья Богатыренко, 26 лет. Вяжет игрушки
Дарья научилась вязать игрушки, находясь в декрете. Схемы искала в интернете, вспоминала бабушкины уроки. Сначала воспринимала это как очередное хобби, затем попробовала продать изделия. Теперь создание мягких игрушек для девушки – это стабильный дополнительный заработок.
– Основной поток заказов приходится на новогодние праздники и 8 Марта. В такие периоды я физически не успеваю вязать для всех желающих, – рассказывает Дарья. – В течение года заказы появляются примерно раз в месяц. Я выполняю их по ночам, в свободное от семейных дел время. На одном изделии зарабатываю не больше 1000 рублей, исключая расходы на материалы. Люди не готовы тратить большие деньги на игрушки, тем более ручной работы. Многих пугает цена.
В создание игрушек девушка вкладывает любовь и заботу и ласково называет их Амики. Несмотря на низкий поток клиентов, Дарья планирует в будущем размещать свои работы в сувенирных магазинах и создавать собственный сайт. Пока у нее только группа Вконтакте "АМИki".
Евгений Шабалин, 25 лет. Шьет аксессуары из кожи
– Все началось с того, что я решил купить себе зажим для денег, но в магазинах были либо плохого качества, либо дорогие. Посмотрел, почитал в интернете и понял, что смогу сделать сам. Начал с аксессуаров для себя, а через друзей пошли первые заказы, в основном небольшие и минималистичные – зажимы для купюр, кошельки, обложки для документов.
Евгений шьет дома, на одно изделие уходит около двух часов. Фурнитуру и инструменты заказывает в интернете, модели придумывает сам, предварительно рисуя их на бумаге.
– Воспринимаю это как хобби, позволяющее отвлечься от повседневных забот. Было время, когда оно приносило мне немного больше денег, чем основная работа, – рассказывает парень. – Ручной труд ценят, заказов бывает очень много, иногда приходится отказываться.
Молодой мастер не собирается превращать увлечение в дело всей жизни, но считает, что ручным трудом может хорошо заработать, если правильно себя разрекламирует. Сейчас у него только группа Вконтакте, где проводятся розыгрыши. В будущем хочет сформировать коллекцию самых востребованных товаров и довести их изготовление до идеала. А затем придумать свой бренд.
Евгения Тиунова, 30 лет. Вяжет амуницию для лошадей
Евгения уже 12 лет держит свою лошадь, занимается прокатом в городе. К рукоделию ее подтолкнула конкуренция.
– Нужно было выделяться на фоне остальных. Стала придумывать какие-то наряды для лошадки, фотографировать их и публиковать в интернете. Когда в сети люди начали интересоваться, продаю ли я такие вещи, решила сделать на продажу несколько комплектов, состоящих в основном из вязаных шапочек и украшений на грудь. С этого и началось мое хобби.
Работает Евгения дома в свободное время. В зависимости от сложности изделия тратит на изготовление от 2 часов до 7 дней.
– Училась всему сама, используя информацию в интернете. На мастер-классы не ходила. Поначалу казалось, что это выгодное дело. Но со временем заказов стало меньше. Спрашивают часто, покупают редко.
Девушка говорит, что глобальных планов по развитию собственного бизнеса она не строит. Понемногу рекламирует работы в социальных сетях и развивает магазин SHoWPferde. Хочет расширить ассортимент.
Текст: Надежда Касьянова.
Источники фото: Коля Добро, страницы мастеров в социальных сетях