В этом году резко увеличилось количество предложений по продаже баз отдыха и банных комплексов. На сайте объявлений Avito только с 8 июня выставлены на продажу четыре базы отдыха, самая крупная из них (общей площадью около 2,5 га) оценивается в 95 млн рублей. Некоторые собственники продают только долю бизнеса: так, в одном из лотов на Avito продавец предлагает купить 50% доли бизнеса за 7 млн рублей. Стоимость банных комплексов значительно ниже – самый дорогой стоит 5,8 млн рублей.
Сергей Бровцев, генеральный директор ООО «Кастом Кэпитал Групп», считает, что большие базы в целом окупаются медленно, при этом на первый план выходит вопрос качества услуг: «Если не можешь предоставить соответствующий уровень сервиса, посещаемость будет падать. В такой ситуации у владельцев базы всегда сложный выбор, потому что каждая дополнительная услуга требует дополнительных вложений, что крайне сложно, когда существование базы и так на грани окупаемости. Получается история, как в старом анекдоте про ресторан: «Давайте сейчас заработаем денег, а потом наймем хорошего повара». Он также отмечает, что ликвидность базы отдыха как объекта недвижимости низкая, и продать ее по цене вложенных денег очень сложно.
Собственники бизнеса в сфере отдыха признаются, что поток клиентов, по сравнению с прошлым годом, в целом остался на прежнем уровне или понизился в будние дни. «Мы ожидали, что из-за закрытия нескольких популярных туристических зон поток клиентов увеличится, но особенного всплеска не видно. Все на уровне прошлого года. Более того, уменьшилось количество заказов на корпоративы, свадьбы и другие массовые мероприятия – и люди, и фирмы экономят. А вот семейные пары, дружеские коллективы приезжают так же часто», – рассказал Дмитрий Высотин, директор базы отдыха «Спорт».
Сергей Бровцев, генеральный директор ООО «Кастом Кэпитал Групп»: Сейчас много предложений продажи баз отдыха. Но если рассматривать базу как объект недвижимости, а не действующий бизнес, то ликвидность очень низкая. Продать базу отдыха очень сложно, тем более по цене вложенных в нее денег.
Бизнесмены отмечают, что клиенты стали больше экономить на отдыхе, и собственникам баз приходится делать скидки или понижать цены на услуги. Кроме того, массовые мероприятия вроде свадеб и корпоративных праздников становятся дешевле. «Особенно перед Новым годом все организации стараются сэкономить. Например, одна из фирм-клиентов не смогла выделить даже 1000 рублей на человека для корпоратива», – рассказывает директор базы «Сосновый бор» Дмитрий Абрамов. «Если в прошлом году у нас было большое количество свадеб с высоким чеком, то в этом сезоне основной спрос в пределах средней цены», – отмечает Кирилл Данилов, управляющий базой отдыха «Зайкина избушка».
По словам бизнесменов, клиентская дифференциация поменялась не очень значительно. «Процентное соотношение клиентов всегда примерно одинаковое. Кроме декабря, где большинство заказов из корпоративного сегмента, и лета, традиционного времени проведения свадеб, основной пул рынка – это примерно 30% частных лиц, 30% – юридических, 30% – юбилеи и праздники, 10% – услуги по прокату квадроциклов, полету на вертолетах и аренде прочей техники», – прокомментировал Кирилл Данилов.
Другие собственники замечают увеличение количества семей и дружеских компаний, приезжающих отдохнуть в выходные или отпраздновать день рождения. Чаще всего они снимают небольшие домики вместимостью от двух до четырех человек или заказывают сразу комплект услуг – банный комплекс, прокат катамаранов или квадроциклов. «В кризис меняются приоритеты. Сейчас люди думают, как прокормить семью, как покрыть расходы. Проблем стало больше, в том числе и финансовых, поэтому им не до отдыха. Вместе с этим изменилось и отношение к отдыху – клиентам сейчас хочется отвлечься на природе, а шумно «погулять» можно и в городе», – заявил Дмитрий Высотин.
Из-за уменьшения платежеспособности клиентов меньше всего пострадали универсальные базы отдыха, способные принимать большое количество разрозненных компаний по несколько человек. Наоборот, базы отдыха, рассчитанные на проведение масштабных празднеств, переживают сейчас недостаток в клиентах и часто простаивают. Генеральный директор «Кастом Кэпитал Групп» Сергей Бровцев отмечает: «Лучше живут те базы, которые предоставляют разные виды сервиса. Места, где есть просто домики, поляны, беседки и лодки, становятся менее актуальными и проигрывают тем предложениям, где продуманы дополнительные услуги в виде активностей или определенной тематики. На первое место выходит вопрос качества питания и обслуживания. Как показывает практика, для отдыхающих не всегда важно, чтобы база была капитальная с дорогими домами и срубами. Главное, чтобы человек получал то, зачем он едет».
Г-н Бровцев также полагает, что сейчас большое преимущество по окупаемости и популярности получает формат палаточного лагеря с комфортными условиями: «Это что-то вроде палаточного лагеря, только с комфортными условиями, например: в палатках можно вставать в полный рост, спать на надувных матрасах, есть душевые с горячей водой, туалеты, электричество. Преимущество такого формата еще и в мобильности – фактически нет ограничений по количеству людей, которые можно принять».