Продукт: «Холоднее войны»
Автор: Чарльз Камминг
Чарльза Камминга уже сейчас на полном серьезе сравнивают с Джоном Ле Карре по уровню влияния его творчества на жанр шпионского детектива, и это сравнение для тех, кто знаком с обоими авторами, более чем оправданно. Схожи не только их приемы взаимодействия с читательской аудиторией, но даже судьбы. Оба имели отношение к разведывательной работе, правда, если Ле Карре трудился на ниве международного шпионажа по полной программе, то Камминг – это несостоявшийся разведчик. Ми-6 желало привлечь перспективного молодого человека в свои ряды, но тот дал своим потенциальным нанимателям от ворот поворот и предпочел литературу. Это событие, однако, оказало мощнейшее влияние на творчество британца.
Камминг, как и уже упомянутый Ле Карре, пишет веско и компетентно. О методах работы спецслужб он осведомлен вплоть до мельчайших деталей, и эта осведомленность превращает его романы в почти документальную прозу. Действие большинства происходит здесь и сейчас, в современном мире, где фигурируют, например, Путин, Эрдоган и прочие небезызвестные персоны. Конечно же, в основном сюжеты вымышлены, но поданы так, словно произошли у нас под носом, вот только нам о них не позволили узнать (и немудрено).
Вот, допустим, сюжет последней книги Камминга. Агент Ми-6 в Турции погибает в загадочной авиакатастрофе. Амелия Левен, глава Секретной разведывательной службы Великобритании, стараясь избежать лишнего шума, привлекает к расследованию экс-сотрудника разведки, своего старого знакомого Томаса Келла, отстраненного от дел из-за международного политического скандала. В Стамбуле опальный агент обнаруживает, что один из сотрудников резидентуры передает секретные сведения о совместных операциях на Ближнем Востоке третьей стороне. Том начинает охоту за кротом, в ходе которой ему предстоит побывать в Греции, Турции и Восточной Европе.
Опять международные скандалы, кроты и так далее. Состав интриги по меньшей мере не нов, но автор углубляет его «персональным» ракурсом. Томас Келл уже знаком поклонникам творчества Камминга. Это шпион с увесистым бэкграундом: одиночка с опытом крайне неудачного брака, а по совместительству козел отпущения, – Келл отнюдь не головорез или вышибала. Он тонкий, умный и эмоциональный игрок, таковым получается и любой роман с его участием. В течение всего действия «Холоднее войны» не прозвучит ни одного выстрела, и не случится ни одной автомобильной погони. Противостояние с противником будет происходить скорее на интеллектуальном, нежели физическом уровне. И напряжение от этого еще более ощутимо.
Вердикт «bc»: мастерски
«Очень странные дела»
Режиссеры: Мэтт Даффер, Росс Даффер и др.
«Очень странные дела» – во всех смыслах фанатский сериал. Он снят фанатами для таких же фанатов. Братья Мэтт и Росс Дафферы, режиссеры и сценаристы проекта, – безнадежные гики, адепты масскультуры, ярые поклонники «Звездных войн» и прочих фантастических блокбастеров. Они предлагают зрителям разделить их симпатии к любимым сюжетам, героям и смыслам, и этот порыв максимально искренний – братья действительно верят, что за всю историю кинематографа не было снято ничего лучше «Звездных войн» или, например, «Инопланетянина».
Действие сериала разворачивается в 80-х годах на территории тихого провинциального города. Благоприятное течение местной жизни нарушает загадочное исчезновение подростка по имени Уилл. Выяснить обстоятельства дела полны решимости родные мальчика и местный шериф. Также события затрагивают лучшего друга Уилла – Майка. Он начинает собственное расследование. Теперь Майк уверен, что близок к разгадке, однако для этого ему предстоит оказаться в эпицентре ожесточенной битвы потусторонних сил.
«Очень странные дела» – действительно очень странный сериал в хорошем смысле этого слова. Начать хотя бы с того, что, будучи сориентированным на опытных (то есть не совсем уж юных) гиков, на главные роли он выводит детей. Их продвижение вглубь сюжетных дебрей временами напоминает подростковый детектив или страшилку, которую рассказывают по ночам в пионерских лагерях. Тем не менее героям предстоит решать отнюдь не детские проблемы. И чтобы их решить, придется сначала как минимум слегка повзрослеть. Этим отчасти и заняты «сериальные» дети – они стараются отказаться от наивных иллюзий, что все будет хорошо и что их обязательно кто-нибудь защитит (родители, старшие товарищи, полиция).
С каждой серией, кстати, дела обстоят «все страньше и страньше»: сначала в том же провинциальном городке появляется девочка с именем Одиннадцать, которая, кажется, многое знает, но не умеет толком разговаривать. Затем, разумеется, возникает засекреченная правительственная организация, что пытается замести следы техногенного инцидента, который и послужил первопричиной всех загадочных событий в городе. Вскоре ситуация, как это и положено, становится безвыходной.
Чем приятно удивляет проект «Очень странные дела», так это внятной концовкой первого сезона. Никакого «продолжение следует» и настежь открытого финала. Конечно же, возникает мысль, что у истории хватит запала еще на несколько частей, но, по крайней мере на этом этапе, она приобретает законченные очертания.
Рекомендации «bc»: гикам к просмотру обязательно