Жители пермского микрорайона Запруд предполагают, что ветка магистрального нефтепровода «Каменный лог – Пермь» (31-57 километр), расположенная на территории населенного пункта была проложена «Транснефть-Прикамье» незаконно в 2006 году. По версии жителей, согласно действующей на момент возведения объекта статье 32 Земельного кодекса РФ, собственник должен был поставить нефтепровод на государственный кадастровый учет, чего сделано не было. Нефтепровод был внесен в Роскадастр только в 2013 году.
Представители «Транснефти» утверждают, что никакого строительства новой ветки на данной территории не велось, а в 2006 году проводился капремонт уже существующего нефтепровода. «С технической стороны это выглядит так: старая труба выкапывается и на ее место укладывается новая. Весь процесс проходит в существующем створе магистрального нефтепровода», – пояснили корреспонденту Business Class в пресс-службе нефтяной компании.
Также, по словам пресс-секретаря «Транснефти», перед началом работ ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (наименование АО «Транснефть-Прикамье» до апреля 2015 года – «bc») согласовала работы с администрацией Перми и сельскохозяйственным кооперативом «Мотовилихинский», по землям которого проходил нефтепровод.
«Заключение с СПК «Мотовилихинский» соглашения от 01.07.2006 о временном занятии земельного участка АО «Транснефть – Прикамье» считает законным. Согласие собственника земли – Администрации города Перми на место размещения магистрального нефтепровода «Каменный Лог-Пермь» в Орджоникидзевском, Мотовилихинском и Свердловском районах города Перми выдано администрацией постановлением от 23.06.2006. Кроме того, данным постановлением был утвержден акт выбора и проект границ земельного участка, необходимого для проведения работ по капитальному ремонту магистрального нефтепровода «Каменный Лог-Пермь»», – отмечают в пресс-службе «Транснефти».
По мнению представителя «Транснефти», действовавшая на момент капремонта нефтепровода статья 32 Земельного кодекса РФ в данной ситуации неприменима. Так как она регламентировала порядок предоставления исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления земельных участков для строительства объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а в данном случае речь идет не о строительстве, а о капремонте объекта.
Однако проблемы с постановкой нефтепровода на кадастровый учет у «Транснефть-Прикамье» все же возникли. «В 2007 году был принят Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», который определил порядок кадастрового учета объектов недвижимости и предоставления сведений кадастра.15 октября 2008 года ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы» через ОАО РКЦ «Земля» (организация, занимавшаяся геодезической съемкой трасс нефтепроводов) направило в департамент земельных отношений администрации города Перми материалы на утверждение и внесение в земельные документы сведений об охранных зонах нефтепровода», – рассказывает пресс-секретарь нефтяной компании.
Но, по его словам, через неделю после подачи документов департамент земельных отношений администрации города Перми отказал в установлении охранных зон «по причине отсутствия правоустанавливающих документов на магистральный нефтепровод и его сопутствующие сооружения». В итоге, информация была внесена в кадастр только в 2013 году.
Согласно версии «Транснефти», это связано с продажей земельного участка на территории Мотовилихинского и Орджоникидзевского района ЗАО «Уралагро» и дальнейшей реализацией частей этого участка частным лицам. Как пояснили в пресс-службе компании, сохранилась копия Приказа управления земельных отношений Перми от 05.04.2007 об изъятии из «постоянного (бессрочного) пользования» 71,8 гектара земли в Мотовилихинском и Орджоникидзевском районах у сельскохозяйственного кооператива «Мотовилихинский» и продаже этой земли ЗАО «Уралагро».
«В приказе есть оговорка, что в охранных зонах инженерных коммуникаций не разрешается строительство даже временных зданий и сооружений. Но «Уралагро» разбило землю на участки и продало частным лицам, не упоминая об этом ограничении. А пермские чиновники департамента имущественных отношений администрации, Росреестра и кадастровой палаты пять лет, под разными предлогами не вносили информацию об охранных зонах в документацию, регистрируя право собственности на землю, проданную без указания обременений, и здания, построенные на этой земле», – отмечает пресс-секретарь компании.
Представители городской администрации также считают, что земельный участок был предоставлен компании «Северо-западные магистральные нефтепроводы» законно. Кроме того администрация подтверждает, что на участке велись работы по капремонту трубопровода, а не строительство новой ветки.
«Предоставление земельного участка было осуществлено по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с требованиями статей 30-32 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения)», – пишет исполняющий обязанности начальника департамента земельных отношений городской администрации Павел Пахунов в ответ на обращение жителей Запруда. Также в документе отмечается, что информация о проведении капремонта нефтепровода была размещена в газете «Звезда» в 2005 году.
В тоже время, в ответе на обращение депутата Заксобрания Андрея Старкова, подписанном главой администрации Дмитрием Самойловым говорится о том, что сведения об охранных зонах, на момент предоставления земельного участка в собственность СПК «Мотовилихинский» в 2007 году, отсутствовали. Также в администрации отсутствуют сведения о дальнейшем разделе этого участка.
Вместе с тем в этом же документе администрация отмечает, что не давала разрешения на строительство в охранных домах. Кроме того, представители власти отмечают, что участок, переданный СПК «Мотовилихинский» был расположен в территориальной зоне сельскохозяйственного использования, где строительство не допускается.
«Сельскохозяйственное использование – это очень объемное определение. На момент постройки дома, оно включало в себя использование земельного участка в качестве личного подсобного хозяйства, что предусматривает строительство без получения разрешения. Однако позже этот пункт был исключен из нормативных актов», – отмечает жительница Запруда Любовь Турова. По её словам, сейчас, согласно кадастровому паспорту, её жилье находится в зоне Ц5 (Оптовой торговли, открытых рынков).
«В этом деле много неясностей», – считает юрист, сопредседатель регионального отделения «Общероссийского народного фронта» Геннадий Сандырев. «Возникает вопрос, почему с 60-70 годов прошлого века нефтяные и газовые компании не регистрировали право собственности на трубопроводы. Что это? Халатность или уклонение от уплаты налогов? Второй нюанс: по имеющимся заключениям эти трубопроводы не могут проходить там, где они расположены, так как не соответствуют предъявляемым характеристикам (глубина залегания, ширина, диаметр, давление). Более того, почему оформление началось только тогда, когда на этих землях появились люди? Причем, не просто появились, а уже построили дома?», – размышляет юрист.
Дома обитателей Запруда, построенные с 2007-2008 годов и расположенные вблизи нефтепровода попадают в охранные зоны, где строительство не допускается. Собственник производственного объекта в судебных процессах настаивал на сносе близлежащих зданий за счет их владельцев. Позже «Транснефть-Прикамье» отозвала исполнительные листы о сносе.