Текст: Надежда Касьянова
Шестая серия проекта Business Class о путешествиях по Пермскому краю посвящена Ильинскому, расположенному на берегу реки Обвы (в переводе с коми-пермяцкого «луговая вода»). Небольшой поселок городского типа в 93 километрах от Перми был создан купцами, землевладельцами Строгановыми в 1579 году и считался центром их пермских владений, где жила высокообразованная крепостная интеллигенция.
Здесь разворачивались крупнейшие в Пермской губернии ярмарки, по проектам лучших уральских архитекторов возводились каменные здания, открывались школы, училища и библиотеки, работал один из первых в Прикамье театров – актеры ездили с гастролями по всему краю и выступали в Перми. Русский ученый-лесовод, археолог, краевед Александр Теплоухов высадил в Ильинском большой дендропарк Кузьминка.
Графская площадь в селе Ильинское, начало 20 века
В селе также действовала иконописная мастерская, которой заведовал крепостной Строгановых Гаврила Юшков. У него учился Андрей Воронихин – русский архитектор и живописец, автор собора в честь иконы Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге. В 1894 году мастерская закрылась, но больше чем через век открылась вновь, уже под руководством екатеринбургского художника Игоря Дымшакова.
Солнечные лучи сквозь запыленные окна мастерской мягко ложатся на деревянный стол, укрытый разноцветной скатертью. Кроме этого стола – главного рабочего места - в крохотной комнате есть еще несколько стеллажей с красками, ведрами, кистями, инструментами, доски и стулья. Остальное пространство заставлено иконами – большими и маленькими, старыми, уже почерневшими, и новыми, только появившимися на свет. Над входной дверью висит немного запыленная фотография старца.
«Это Паисий Святогорец. Монах Афонской горы, известный духовными наставлениями и подвижнической жизнью. Мы решили избрать его своим покровителем, может, потому, что он был простым столяром, из бедной семьи», – говорит Игорь Дымшаков, создатель и руководитель иконописной мастерской в поселке Ильинский.
Игорь родился и вырос в Екатеринбурге. Освоил профессию художника-оформителя в училище им. Шадра, там же познакомился с реставрацией. Стал получать заказы из Перми, от своих однокурсников, которые там жили. А несколько лет назад ему предложили перебраться в краевую столицу.
«Я жил и трудился в Перми, потом получил предложение от Ильинского музея создать выставку о войне. Так, судьба в 2005 году занесла сюда. Помню, меня тогда впечатлила дорога в поселок – ровная, чистая, машин нет...».
Еще находясь в Перми, Дымшаков познакомился со Строгановской иконой, заинтересовался этим направлением и удивился, что в нем сегодня мало кто работает. А когда приехал в Ильинский и узнал об истории поселка, решил, что останется здесь. Восстановит иконописную мастерскую и возродит строгановские традиции.
«Мы долго пытались найти жилье в Ильинском, а потом обнаружили старую газету «Из рук в руки» и объявление о продаже участка. Его никто не покупал, потому что рядом стоит многоэтажный дом. А мы решились. Начали понемногу осваиваться. Все делали сами, снесли старый дом, построили новый».
Мастерская расположена в небольшой пристройке к частному дому. Работают в ней, помимо Игоря, еще три человека. Создавая иконы, они следят за тем, чтобы за пышностью и красотой, характерной строгановскому письму, не потерялся образ святости.
Строгановская школа иконописи (или «строгановские письма») — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. Получила свое название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых.
Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. Для живописи Строгановской школы характерны виртуозный рисунок и линии, тщательная дробная и тонкая проработка деталей, богатство орнамента, сияющие и чистые краски, многофигурные композиции. Лучшие образцы Строгановской живописи принадлежат кисти главы Оружейной палаты Симона Ушакова, работавшего во второй половине XVII века.
Дымшаков также делает иконы из мозаики. Одна из них украшает фасад храма Рождества Пресвятой Богородицы в Перми. Заказы поступают со всего Пермского края, в последнее время мастера из-за большого объема работ не справляются.
Игорь планирует расширять помещение и обучать новых подмастерьев. Он постоянно общается с выпускниками школы иконописи в Перми, но отклика пока не получает. Одни не интересуются строгановским направлением, другие - не соглашаются переезжать в провинцию. Художник из Екатеринбурга – пока единственный.
«Процесс возрождения мастерской - длительный и трудоемкий. На то, чтобы вырастить хороших иконописцев, нужно время. У нас все, кроме меня, самоучки», – говорит Игорь.
Игоря Дымшакова поддерживает семья. У него четверо детей, двое из которых – дочка 11 лет и сын 9 лет – уже помогают отцу в мастерской.
«Сначала я нервничал, боялся, что ничего не получится. Потом открыл для себя закон – все должно развиваться параллельно. Мы получаем знания, работаем во благо, ощущаем поддержку Господа Бога, а в это время приходят люди, новые ученики, появляются меценаты. Я пытаюсь продвигать строгановскую иконопись, провожу экскурсии, лекции в местной художественной школе. Параллельно развиваю школу церковного пения для взрослых (на столе в мастерской у Игоря стоит клавишный синтезатор, – прим.ред.). Надеюсь, найдутся «новые Строгановы», которые меня поддержат».
Ежедневно Игорь Дымшаков со своими учениками и членами семьи ходит на службу в местную церковь Ильи Пророка, построенную на месте старого деревянного храма в 1775 году. Строгановы вкладывали много средств во внутреннее убранство. В середине XIX века граф Сергей Григорьевич Строганов велел заменить иконостас, считая, что он потерял характер, принятый православной церковью. «Пока графиня Наталья Павловна и я будем живы, не ставить ни иконостасов, ни в церквях образцы академического письма: для единоверческих держаться строгого древнего письма, в православных приходах и заводах – строгановского, царского...», – предписал он.
Главное Правление и Храм во имя Св.Пророка Илии. Начало 20 века
В 1913 году церковь Ильи Пророка на пожертвования была перестроена изнутри: вынута арка, соединяющая теплый предел с холодным, построены печи, возобновлена стенная живопись мастерами-монахами Белогорского монастыря. Но после революции 1917 года, когда был репрессирован настоятель храма Николай Гашев, святыню разрушили. Сейчас в Ильинском сохранилась только трапезная. С первого раза даже не поймешь, что это церковь. Ее отличают от других строений небольшой крест и изображение Ильи Пророка над входом.
Рядом с церковью, отражаясь в зеркале искусственного пруда, стоит дом Главного Правления Пермским имением Строгановых – памятник архитектуры регионального значения. Сегодня в нем располагается Ильинский краеведческий музей (лучший сельский музей в крае), богатый коллекцией археологических находок, предметов быта местных крестьян, документами управляющих заводами знаменитой семьи. Фонды насчитывают около 19 тысяч единиц хранения.
Пруд возле Главного Правления. Фото начала 20 века
Один из самых ценных экспонатов музея – список первой дарственной грамоты Ивана Грозного 1558 года, в котором царь жалует купцам Строгановым земли.
Сохранились в коллекции шапки-гренадерки, в которых в войне 1812 года воевали графы. Интересно, что их нашли в театре – долгое время они использовались как реквизит. В запасниках находится бильярд XIX века – единственный в крае. В одном из залов краеведческого музея выставлены иконы той самой иконописной мастерской.
«Иконы тогда изготавливались для всего Пермского имения. У нас в фондах хранится несколько старых образцов, но две из них – мы точно знаем – созданы Юшковым, ильинским мастером. Он их подписал, что для иконописцев редкость – ведь их рукой водит Бог», – рассказывает Вера Рябкова, заместитель главы администрации муниципального района по социальным вопросам, а в прошлом – директор музея.
Большая экспозиция посвящена быту крестьян в поселке Ильинский. Историки гордятся здешней коллекцией прялок с нанесенной на них знаменитой обвинской росписью – это направление искусствовед Василий Бородулин открыл в 1960-е годы. Роспись отличается контрастом яркого фона с живописным орнаментом, расположением цветов в центре композиции (кстати, Игорь Дымшаков в своей работе использует приемы «обвинской розы»).
Центр притяжения всех туристов в крестьянской коллекции – «костотряс», деревянный велосипед с рамой в виде головы лошади и скалкой вместо руля. Он изготовлен местным крепостным крестьянином Самойлой Абрамовым в первой половине XIX века.
Еще один памятник архитектуры, расположенный рядом в музеем – Дом управляющего. Он стоит на берегу реки Обвы. Сейчас находится на реставрации, так как сильно пострадал в 50-е, когда с образованием Камского водохранилища значительная часть села оказалась в зоне затопления. Тогда крепкие деревянные строения были перенесены на возвышенное место, а каменные – разрушили. Были утрачены многие купеческие магазины.
Управляющий с семьей жил на втором этаже усадьбы. На первом были комнаты для прислуги и гостей. В Советское время в здании располагался дом культуры, и только в 2014 году там открылась выставочная экспозиция – Музей пермского леса.
«Мы показали историю лесного хозяйства в имении Строгановых, в которой значительную роль сыграл Александр Теплоухов – ученый-лесовод, бывший крепостной. Он учился в Ильинском училище и был замечен Софьей Строгановой. Она распорядилась отправить его в Петербург, в школу лесных наук, а оттуда – в Германию. Теплоухов добился вольной при условии, что он будет вести лесное хозяйство в Ильинском. Так, у нас появился штат служащих из 400 человек, и образовалась специальная система деления лесов на обходы, объезды и лесничества, которая до сих пор используется в России. Введена система противопожарных вырубок», – говорит Вера Рябкова.
Кабинет лесного служащего в музее
Теплоухов оставил ильинчанам богатое наследие. Например, лесопарк Кузьминка. Изначально это был сад-питомник, «зеленая лаборатория», где ученики могли бы изучать вопросы лесоводства. Парк площадью около 6 гектаров имеет форму пятиугольника, по периметру он обнесен высоким частоколом. Высажено от 400 до 500 видов флоры Урала. Там расположена могила Александра Ефимовича.
Еще одна часть наследия Теплоухова – сад-сказка, расположенный на участке дома, где жил ученый (сейчас там находится библиотека). Недавно сад обрел новую жизнь, когда были заново сделаны цветники, построены террасы, летняя сцена, беседка и пущен фонтан. Местные жители любят прогуливаться здесь по лиственничной аллее.
Сын Теплоухова Федор Александрович, тоже лесовод, создал на берегу Обвы рядом с Домом управляющего английский сад. По периметру посажены ели, через небольшой ручей перекинут мостик. Внутри художники в рамках одного из фестивалей разместили деревянные скульптуры.
Именно в Ильинском коллекцию пермской деревянной скульптуры начал собирать искусствовед Николай Серебренников, который был основателем и директором музея. Он писал: «Минуло более 40 лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1921 году. Усталый, шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне не привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей. Неохотно свернул посмотреть в чем дело и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться – скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей, и, как заведующий музеем, без промедления это сделал».
Ильинский музей поддерживает связь с потомками Теплоуховых и Строгановых. Теплоуховы, например, передали большую коллекцию старинной мебели в фонды. А баронесса Элен де Людингаузен (Елена Строганова), последняя представительница рода Строгановых, этим летом побывала в поселке.
Ильинский – живописный поселок. Одна панорама Обвы чего стоит. Не меньше эстетического наслаждения туристы получают, прогуливаясь по улицам и разглядывая старинные здания. Например, бывшее Земское начальное училище, построенное в начале XX века, – сегодня в нем работает Ильинская средняя школа. Или бывшее здание начального городского училища. А в тени деревьев за полуразрушенным деревянным забором – заброшенный дом, в котором жил и трудился Николай Рогов, историк и краевед, составитель первого коми-пермяцко-русского словаря.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
– Поселок Ильинский расположен в 93 километрах от Перми. Примерные координаты: 58.570823, 55.692911
– Ильинский районный краеведческий музей располагается по адресу ул. Ленина, д. 4. Сайт: www.ilinrkm.perm.ru. Тел. 8 34 (276) 9-13-60, факс 9-17-02. Там можно заказать экскурсии по поселку и договориться о посещении иконописной мастерской Игоря Дымшакова.
– Добраться до Ильинского из Перми на автобусе можно по маршруту Пермь-Ильинский. Автостанция в поселке находится рядом с Домом управляющего и Домом Главного Правления.
– На обратной дороге вы можете заглянуть в село Васильевское. Там находится старинная церковь Вознесения Господня 1784 года постройки.
– В Ильинском продают молочные продукты местных фермеров. Обязательно попробуйте адыгейский сыр и сметану.
Напомним, ранее в спецпроекте Business Class мы рассказывали про храм и монастырь в селе Николаевское, дом-музей художника Константина Собакинав Суксуне, музей поэта-футуриста Василия Каменскогов Троице, уникальный творческий коллектив бабушекв селе Буб и единственный в России музей ложки в Нытве.
Старинная церковь в селе Васильевское
А это дом Теплоухова
Зимний сад в доме Теплоухова
Балкон в Доме Главного Правления
Фото: Алексей МЕРКУЛОВ, Ильинский краеведческий музей, страница Строгановской иконописной мастерской в vk.com