В газете The New York Times 24 августа вышел материал, посвященный Перми. Его автор Иван Нечепуренко оценил культурный уровень столицы Прикамья, поговорив с Маратом Гельманом, Теодором Курентзисом, Игорем Гладневым, Наилей Аллахвердиевой, Борисом Мильграмом и Олегом Чиркуновым.
«Сегодня в городе мог бы быть новый оперный театр, проект которого разрабатывал британский архитектор Дэвид Чипперфильд, блестящий музей современного искусства в отреставрированном историческом здании и галерея с коллекцией деревянных скульптур в белом кубе над Камой. Центральная эспланада могла бы быть полна туристов со всей России. Но ничего этого не происходит», – пишет The New York Times.
Автор текста вспоминает, что в 2008 году Пермь стала лабораторией для социального и культурного эксперимента. В то время губернатор Олег Чиркунов пригласил Марата Гельмана для реализации проекта культурной революции.
«Мы разрушили стереотип о том, что в России не может быть ничего интересного за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, – цитирует издание г-на Гельмана. – Местные жители поняли, что их статус изменился, и стали требовать большего. Например, чистых дорог».
В материале говорится, что в соответствии с планом Гельмана, сегодня город мог бы конкурировать с Москвой и Санкт-Петербургом. Но все закончилось в 2012 году.
«Пермь вернула прежний статус среднего российского промышленного города с тусклыми зданиями царских времен и грудой серого бетона на окраинах, – пишет Иван Нечепуренко. – Г-н Гельман хотел показать, как провинциальный город трансформируется в яркую культурную столицу. Он открыл PERMM. Местное правительство пригласило Теодора Курентзиса – одного из немногих творческих деятелей, которые сегодня работают в Перми».
Издание приводит слова знаменитого дирижера, в которых он говорит, что верит в утопическую идею существования плана «Б» в русской культуре.
Корреспондент The New York Times встретился и с министром культуры Игорем Гладневым. Иван Нечепуренко пишет, что г-н Гладнев, как только вступил в свою должность, начал стремительно возвращать Пермь к «серому прошлому». В интервью сам министр сказал, что гордится своей работой и считает западную культуру вредителем для города.
«Этот вредитель процветал в Пермском крае», – цитирует издание г-на Гладнева, называя его бывшим актером. – Не было представлено никаких выдающихся выставок, исполнителей, не было создано ничего глубоко и ярко». Кстати, полное интервью с The New York Times краевой минкульт опубликовал на своем сайте.
Автор вспоминает и «красных человечков», которых убрали из центра города.
«Этот очень символично» – сказала в интервью газете Наиля Аллахвердиева, арт-директор PERMM. – «Символ прогресса заменили на символ прошлого».
В материале The New York Times упомянута и история с увольнением худрука Театра-Театра Бориса Мильграма.
«Мы были мечтателями, – цитирует г-на Мильграма издание. – «Мы поняли, что у нас есть уникальный шанс сделать Пермь городом, в котором хочется жить».
Заканчивается материал словами экс-губернатора Олега Чиркунова.
«Мы совершали ошибки, но я горжусь тем, что мы сделали. Это были лучшие годы моей жизни».