Компания «Ависта», арендующая часть территории привокзальной площади, начала демонтировать киоски и павильоны. Об этом Вusiness Сlass сообщил ее директор Евгений Васильев. Если «Ависта» не разберет постройки к концу месяца, то госкомпания снесет все сама. В пресс-службе РЖД поясняют, что освободить привокзальную площадь необходимо для реконструкции Перми II.
Ранее местные СМИ и паблики в соцсетях уже сообщали о том, что на привокзальной площади снесут торговые павильоны. 16 сентября в одном из постов участники группы ВКонтакте «Подслушано Пермь» ссылались на слова владельцев киосков – «альтернативы взамен не было». Эта информация собрала много откликов – одни одобрительно восприняли эту новость, посетовав на вокзальную грязь, другие заявили, что в киосках «ничего плохого нет». Третьи сокрушались, что после сноса киосков привокзальная площадь останется без общественного туалета.
Как стало известно «bc», между РЖД в лице Пермского отделения Свердловской железной дороги и ООО «Ависта» с лета 2008 года по 2012-й действовал договор субаренды земельного участка, на части которого размещены киоски. «Ависта» в свою очередь сдавала площадки под торговлю 15 предпринимателям и организациям. Эта территория является федеральной собственностью, РЖД арендует ее (полоса отвода железной дороги) у теруправления Росимущества. Примечательно, что по документам госкомпания арендовала этот участок только в декабре 2008 года, то есть уже после того, как сдала площадку в субаренду «Ависте».
В 2012 году, за 3 месяца до истечения срока действия договора с РЖД, «Ависта» готовилась заключить с госкомпанией новый аналогичный документ. Затем, узнав, что арендовать часть привокзальной площади общество сможет только при условии победы в соответствующем аукционе, организация ожидала объявления торгов. «От РЖД мы получили письмо о том, что пролонгации договора не будет в связи с планируемой реконструкцией Перми II», – отметил руководитель «Ависты». Однако реконструкция транспортно-пересадочного узла не начиналась, и компания продолжала занимать часть привокзальной площади.
В апреле 2016 года общество вновь получило уведомление от РЖД о необходимости освободить занимаемый участок, но проблему снова не решили. В начале сентября на совещании, посвященном реконструкции железнодорожного вокзала, заявили о необходимости демонтировать киоски к концу месяца. Более того, субарендаторам привокзальной площади даже собирались 15 сентября отключить электроснабжение. «Ависта» получила соответствующее уведомление.
По словам Евгения Васильева, коммунальный ресурс предпринимателям не отключили, однако в назначенный день «Ависта» приступила к разбору павильонов и киосков. «Предприниматели даже начинали собирать подписи покупателей против сноса помещений, но теперь в срочном порядке распродают свой товар. Сейчас мы разбираем верхние помещения, – говорит директор «Ависты». – Демонтированы 4-5 павильонов. Боюсь, что в заявленные сроки мы не уложимся – строения приходится разбирать вручную».
В разговоре с корреспондентом «bc» Евгений Васильев отметил, что большинство киосков на Перми II были возведены еще в 90-е годы. «Говорят, что павильоны на привокзальной площади имеют непристойный вид. В 2012 году мы подготовили проект по возведению новых торговых комплексов, однако из-за невозможности пролонгировать договор аренды реализовать задумку не получилось», – пояснил г-н Васильев.
Директор «Ависты» отмечает, что если ранее за компанией были закреплены обязанности по уборке прилежащей территории, то теперь она уже не прибирает участок привокзальной площади. «Нас спрашивают, почему здесь так грязно. Но арендаторы съезжают отсюда, и компания уже уволила дворников. После того как все павильоны уберут, на привокзальной площади будет еще более грязно и не прибрано. Если раньше предприниматели выгоняли бомжей, то кто теперь этим будет заниматься?» – задается риторическими вопросами г-н Васильев. Руководитель «Ависты» добавляет, что, по его сведениям, еще не решено, кто будет следить за чистотой и порядком на этой территории.
В пресс-службе РЖД заявили, что договорные отношения с «Авистой» в настоящее время прекращены, поэтому организации направили требование освободить земельный участок и демонтировать павильоны. «Согласно разработанной архитектурно-градостроительной концепции транспортно-пересадочного узла на базе вокзала Пермь II, входящие в него объекты будут размещены в полосе отвода железной дороги, в том числе на данном земельном участке», – пояснили в госкомпании.
Подготовку проектно-сметной документации по реконструкции инвестор «Трансстройм» должен завершить в 2017 году, затем компания планировала приступить к строительно-монтажным работам. Реконструированный вокзал собирались вводить очередями, первые из них должны увидеть свет в 2018-2019 годах. «Мы тоже за реконструкцию, но почему павильоны с привокзальной площади надо демонтировать именно сейчас, а не позднее?» – задается вопросом г-н Васильев.
От смены инвесторов вокзал не меняется.
Реконструкция вокзала Пермь II обсуждалась несколько лет. Изъявляла желание реконструировать объект канадская компания Trinity Development Group Inc. Следующим инвестором называли Deutsche Bahn International GmbH. Весной 2015 года проект даже обсуждали на градсовете. В начале 2016 года стал известен новый инвестор, который займется реконструкцией железнодорожного вокзала Пермь II, им стала московская компания «Трансстройм». Она анонсировала вложения в объект в размере 8 млрд рублей.
После окончания договора аренды в 2012 году ООО «Ависта» получало штрафы от надзорных органов, например, от транспортной прокуратуры, за то, что арендовало участок привокзальной площади Перми II без правоустанавливающих документов. В судебном порядке «Российские железные дороги» требовали вернуть часть арендуемой территории и выплатить 170 тыс. рублей неустойки за несвоевременный возврат актива. Стороны заключили мировое соглашение, согласно которому «Ависта» обязалась к середине июля 2014 года освободить территорию площадью 2,7 тыс. кв. м, но до этого так и не дошло.