По данным Avito, сразу три квеструма в Перми выставлены на продажу. Квеструм QuestHall имеет три площадки и в общей сложности восемь готовых квестов. Цена готового бизнеса составляет 4,3 млн рублей. Другая площадка с тремя квестами в наличии предлагается за менее внушительную сумму – 1,8 млн рублей. Еще одна площадка - "Лабиринт страха" продается по причине нехватки времени из-за основной работы. Стоимость готового бизнеса 250 тыс. рублей. Как стало известно Business Class, «Квеструм №1» также рассматривает вариант продажи бизнеса в Перми.
Как объясняют участники рынка, спад в экономике влияет и на эту сферу. Кроме того, потребитель стал более привередлив, и заведениям приходится бороться за клиентов, предлагая более качественный продукт.
Качество, а не количество.
Павел Ситников, владелец квеструма QuestHall, выставленного на продажу, называет две причины продажи бизнеса. «Во-первых, квеструм – не единственный проект, который мы развиваем. И на данном этапе хотелось бы сосредоточиться на другом. Во-вторых, за 2 года мы изучили все стороны этой сферы, и сейчас бизнес здесь нам не интересен», – объяснил журналисту Business Class собеседник.
По данным 2Gis, в Перми 44 квеструма. Первые площадки в краевой столице появились в 2014 году, после чего буквально за месяц в городе открылось более 20 заведений. 2016 год стал не таким удачным. Причиной тому не только экономический кризис. Одни эксперты говорят о перенасыщенности рынка, другие о проблеме однотипности имеющихся квестов.
«На мой взгляд, на сегодня рынок в Перми насыщен. Некоторые организаторы квестов, в том числе и федеральные, наоборот, считают, что есть куда расширяться. Но с учетом экономической ситуации сегодняшнее количество квеструмов для города более чем достаточно, – рассказывает Павел Ситников. – Два года назад экономическая ситуация была благоприятнее, к тому же для Перми квесты стали абсолютно новым проектом. Сейчас у квеструмов есть своя аудитория. Но есть и те, кто готов посетить развлекательную площадку только один раз, после чего такой вид развлечения им уже неинтересен».
Генеральный директор сети квеструмов LOST Рустам Зарипов отмечает, что идет естественный отбор, в результате которого мелкие игроки закрываются. «Сейчас на рынке происходит консолидация отрасли, крупные игроки расширяются, а мелкие, соответственно, уходят с рынка. Такая тенденция характерна для всех регионов России», – говорит собеседник.
Кроме этого, эксперты отмечают, что успешное развитие квеструмов зависит от их качества – все больше представленных продуктов стремятся к привлечению новых визуальных и аудиоэффектов. Один из участников рынка, только собирающийся открыть квеструм, считает, что проблема не в числе заведений, а в их качестве. «На сегодняшний день большинство участников рынка заходили в эту нишу, считая, что на входе затраты будут минимальны. Отсюда плохо проработанные сюжет, визуальные и музыкальные эффекты. Не хватает высокотехнологичных решений, – поделился собеседник. – Такой вид развлечений, несомненно, востребован среди пермяков. Но однотипность квестов приводит к снижению их качества в конкурентной среде. Да и клиенты не видят между ними разницы, поэтому не становятся частыми посетителями».
Также предприниматель рассказал «bc», что при подготовке открытия своей площадки собирается плотно сотрудничать с работниками театра оперы и балета при разработке декораций и других визуальных эффектов.
«Причиной закрытия площадок является и качество продукта. Как правило, часто закрываются те, кто совершил мало вложений в первоначальный проект, – подчеркивает генеральный директор сети квеструмов LOST. – Сейчас продукт на рынке становится более профессиональным и дорогостоящим, а покупатель – более избирательным и требовательным. На первоначальном этапе затраты на один квест составляли 400-500 тыс. рублей, сейчас дошли до суммы 1,5-2 млн рублей».
Квест вместо Турции.
Изменились не только затраты на квесты, но и профессионалы, которые трудятся над их созданием. Первые квесты создавались «на коленке» студентами-энтузиастами, теперь в отрасль все больше привлекаются профессионалы: сценаристы, бутафоры, театральные декораторы.
Эксперты не зафиксировали снижения числа клиентов по сравнению с 2014-2015 годами. Однако объяснили, что интерес к квестам сезонный, и летом число посетителей снижается в несколько раз. «Осенью и зимой в холодную погоду посещаемость в квеструмах возрастает примерно в 4 раза, если сравнивать с летом, когда горожане уезжают в отпуска и на дачи», – говорит владелец квеструма QuestHall.
«Посещаемость традиционно падает летом, посетителей становится в 2,5 раза меньше. Если зимой проводится 7 игр в день из 10 возможных, то летом количество опускается до 3. Однако уже к середине-концу сентября поток начинает расти. К примеру, в Москве это происходит раньше – уже в августе можно заметить увеличение трафика посетителей», – отмечает г-н Зарипов.
Основные посетители квеструмов – молодые люди от 15 до 28 лет. Женщин и мужчин среди этой аудитории примерно равное количество. «У нас, например, есть детские квесты, поэтому приходят дети до 10 лет. Если квест в основе своей страшный, то и возраст посетителей увеличивается. Люди после 30, как правило, семейные, и свободного времени на прохождение квестов у них меньше», – отмечает Павел Ситников.
Во всех сферах сейчас наблюдается тенденция к сбережению средств. Люди более внимательно относятся к своим тратам, предпочитая только самые необходимые покупки. Подобная ситуация наблюдается и в сфере развлечений. Владельцы квеструмов, чтобы привлечь клиентов, проводят акции, розыгрыши и назначают скидки. С другой стороны, эти же инструменты используются в случае кризиса в бизнесе. На сайте Biglion, специализирующемся на купонах на скидку, можно встретить несколько акций пермских квеструмов. Активно задействованы для продвижения подобных розыгрышей и площадки в социальных сетях. Некоторые квеструмы жестко демпингуют, увеличивая количество акций в несколько раз.
Средний чек на прохождение квеста составляет 400-500 рублей на человека, общая стоимость развлечения с команды (как правило, 3-4 человека) – 1800-2000 тыс. рублей.
«Желание сэкономить было всегда, но сейчас, конечно, оно проявляется сильнее. Для клиентов важной остается возможность «халявы», это уже классика, – отмечает Павел Ситников. – Со своей стороны мы стараемся проводить различные акции: бонусы, скидки, розыгрыши подарков».
Рустам Зарипов отмечает, что люди стали экономить на более дорогих развлечениях, заменяя их более бюджетными. «Люди все равно заинтересованы в сегменте развлечений и от них не отказываются, несмотря на кризис. Условно говоря, если они не могут поехать в отпуск за границу, то выберут доступные варианты в Перми. Квест как вид развлечения схож по аудитории и в ценовом сегменте с кинотеатрами, средний чек на одного человека примерно такой же – 500 рублей», – рассказывает генеральный директор сети квеструмов LOST.
Самые популярные квесты среди пермяков – страшилки («Резня бензопилой», «Пила» созданы по мотивам фильмов ужасов) и семейные, на которые приходят как дети, так и родители с детьми. Новым трендом стало появление перфоманса. «Перфомансов становится значительно больше. Кроме этого, из 100 перфомансов 99 будут страшилки. Люди все больше хотят полного погружения в происходящее на площадке, так сказать, почувствовать реальность происходящего. Эффект достигается за счет ноу-хау, технологий, спецэффектов, участия актеров», – рассказывает Рустам Зарипов. Принципиальное отличие перфоманса от квеста – участие актеров, еще в перфомансе меньше загадок и больше физической работы. Так как акцент сделан на полное погружение в атмосферу, то в страшном перфомансе посетители больше двигаются, прячутся, из-за этого меньше времени на головоломки.
Фото на главной: "Квеструм "QuestHall" (Пермь)"