Город
  1. Город
 12 октября 2016, 07:00  

Приставы не сидельцы

Приставы не сидельцы
За что должны пермяки, почему у приставов стало меньше дел, отчего к ним сложно попасть на прием. Об этом – в интервью и. о. руководителя пермского управления Федеральной службы судебных приставов Игоря Кожевникова

Игорь Александрович, расскажите, сколько исполнительных производств возбудило пермское управление в 2016 году? Увеличилось ли количество дел по сравнению с предыдущими годами, и с чем связаны изменения?

– Всего на исполнении у нас находится более 1,1 млн производств, из которых 560 тыс. возбуждено в этом году. По сравнению с прошлым годом нагрузка сократилась на 27%. Это связано с тем, что к нам из-за технических проблем не поступают штрафы из Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений.

В этом году окончено 545 тыс. исполнительных производств (ИП) – это на 8% меньше, чем в прошлом году. На 3,5% выросли и объемы фактического окончания производств (257 тыс. ИП), когда взыскатели полностью получили требуемые средства. Учитывая общее сокращение числа дел почти на четверть, темпы окончания дел лучше, чем за аналогичный период 2015 года.

Положительная динамика достигнута, в том числе за счет более эффективного применения комплексного подхода к производствам – электронного списания и классической работы непосредственно с должником.

Эти цифры говорят о высокой или, напротив, низкой эффективности работы пермских приставов?

Эффективность нашей работы оценивается по утвержденным критериям, например, доля фактического исполнения дел должна составлять 48% в год. В Пермском крае этот показатель пока ниже – чуть более 30%. Думаю, что до конца года мы достигнем утвержденной планки. Но есть объективные и субъективные факторы, которые снижают эффективность работы управления, – это недостаточная квалификация вновь принятых приставов из-за высокой текучести кадров (более 20%), большая нагрузка, изначальная неплатежеспособность должников. Около 15% производств завершаются с актом о невозможности взыскания.

Отмечу, что высокая текучесть кадров в службе связана с тем, что социальный пакет в ФССП ниже, чем в других структурах, где носят погоны. Довольствие и льготы пристава никак не сравнятся с уровнем военных или полицейских. Отсюда проблемы с комплектованием и текучесть кадров.

Какова общая сумма задолженности в регионе?

– За 8 месяцев общая сумма долга составила 87 млрд рублей, в 2015 году она равнялась 91 млрд рублей, в 2014-м – 73 млрд рублей. Однако все показатели могут быстро измениться, потому что иногда к нам поступают исполнительные листы на очень большие суммы взыскания. Ежемесячно в среднем это 6 млрд рублей.

За что в основном копятся долги у жителей Пермского края?

Каждое третье исполнительное производство – это взыскание штрафа, из них 82% приходится на штрафы ГИББД. В регионе много долгов по платежам за ЖКУ, кредитам, алиментам, страховым взносам, налогам, административным, уголовным штрафам и прочему. Например, долги по налогам составляют 4 млрд рублей, по различным платежам и кредитам – 30 млрд рублей. Общая сумма штрафов по уголовным делам в крае равняется 1 млрд рублей, причем половину из них составляют коррупционные штрафы (524 млн рублей). Около половины коррупционных штрафов приходится на троих должников, фамилии которых известны: бывший заместитель начальника городского департамента ЖКХ Андрей Березин, бывший заместитель спикера гордумы Березников Андрей Мусихин, экс-глава регионального управления автомобильных дорог и транспорта Сергей Белоконь.

Приставы не сидельцы

Какие долги наиболее легко взыскивать?

Обычно это штрафы, госпошлины. Чем меньше задолженность, тем проще ее взыскать. У человека обычно есть небольшая сумма денег, и он ее платит. Зачем тратить свое время и нервы на общение с приставами? Сумма недоимки может быть небольшой, но ведь с человека взыскивается также исполнительский сбор – не менее 1 тыс. рублей.

Крупные суммы одномоментно списать невозможно, порой на это уходят десятилетия. Мы арестовываем и реализуем имущество должника, при наличии официальных доходов арест накладывается и на них.

Расскажите о наиболее резонансных делах пермского УФССП, о взыскании крупных долгов. Почему до сих пор не исполнено решение суда о демонтаже дополнительного этажа «Кофе сити», почему в центре города не сняли вывеску снесенного клуба «Бегемот»?

В конце июля приставы взыскали крупную сумму долга – более 33 млн рублей – с «Искра-энергетика» в пользу «Газпромнефть-Хантос». В июне «СтройПанельКомплект» выплатил более 55 млн рублей в пользу налоговых органов. Порядка 30 млн рублей налоговых платежей уплатила компания «Монолит». С гендиректора «Евродорстроя» Амазаспа Абрамяна взыскали 50 млн рублей штрафа по уголовному делу о даче взятки.

Если говорить о громком деле, связанном с «Кофе сити», то пермский арбитражный суд вынес решение о демонтаже дополнительного этажа в кафе на ул. Ленина, 98 этим летом. Однако оно еще не вступило в законную силу, и ответчик его обжалует (предприниматели Валентина Старожук и Олеся Елкина – ред.). Еще не выдан исполнительный лист, поэтому мы не уполномочены предпринимать какие-то действия.

Вывеска снесенного здания клуба «Бегемот» (ул. Сибирская, 19б – ред.) действительно осталась на месте. Конструктивно она хорошо закреплена, имеет немалый размер и находится на здании, не подлежащем сносу. Законным способом ее убрать нельзя. К тому же здание имеет архитектурную ценность, поэтому убирать ее могут только специалисты. Мы таких специалистов привлечь не можем, к тому же в решении суда говорилось конкретно о сносе пристроя.

В новостях фигурируют истории о том, как приставы взыскивают недоимки – должников ищут в шкафу, встречают в церкви, на пляже. Как часто происходят такие истории?

Такие случаи бывают у нас каждый день. Во время рейдов мы можем найти должника на пляже, в бане, в шкафу, чулане, подполе и других местах. Должники сбегают от наших сотрудников через окно. Например, тех, кто не платит алименты, приставы знают в лицо, потому работают с ними постоянно. Должники иногда ведут асоцоиальный образ жизни, сбегают от приставов, а мы ищем их по притонам. Самое лучшее время, чтобы найти такого должника, – лето в полпятого или пять утра. Сон алкоголика не крепок и прерывист, поэтому ловить его надо рано.

Иногда найти человека нам помогают соцсети. Если должник уклоняется от уплаты денег, а на фото в соцсетях он отдыхает на пляже на престижном курорте за рубежом, то мы можем усомниться в его неплатежеспособности. Тогда задаем ему вопросы, где он берет деньги на такой отдых, если не может заплатить за кредит или алименты.

Хватает ли пермскому управлению персонала? Такое ощущение, что у приставов множество дел и они завалены работой.

Нагрузка на судебных приставов очень большая, к тому же недавно у нас были сокращения. В результате этого за последние два года штат в регионе уменьшился до 680 человек – примерно на 15%. На одного сотрудника приходится в среднем по 2,1 тыс. исполнительных производств. Нередко добраться до должника оказывается проблемой. В свете последней оптимизации некоторые отделы укрупнили, например, в Коми округе вместо шести отделов осталось два. На то, чтобы приставу из Косы добраться до должника в Гайнском районе и обратно, уходит целый день.

Многие откровенно не любят приставов и жалуются на их работу. Например, на то, что на прием к ним невозможно попасть из-за огромных очередей…

Со всеми взыскателями и должниками, которые хотят попасть на прием, пристав не может пообщаться из-за большого объема производств. Он должен уделять время и работе с документами, и выездам на дом к должникам. Пристав – не сиделец, его, как волка, ноги кормят. Но у нас появился такой инструмент, как электронная очередь, позволяющая записаться на прием к своему приставу.

В Прикамье были случаи, когда люди гасили долг, но приставы все равно списывали деньги с их счетов, с возвратом средств возникали большие сложности. Почему так происходит?

Проблема в том, что пристав может быть своевременно не информирован об оплате долга, и зачастую в этом нет его вины. Например, ГИБДД направляет нам постановления о взыскании штрафов. Иногда в тот момент, когда пристав списывает деньги со счета должника, штраф только оплатили или необходимые документы еще находятся в дороге. Если списали лишнее, приходите к приставу, пишите заявление о возврате средств, и деньги вернут обратно.

Часто ли пермских приставов ловят на получении взятки?

Иногда к ФССП попадают случайные люди, которые хотят получать некие бонусы от службы. Но у нас есть отдел по противодействию коррупции, который выявляет такие случаи. Например, в 2014 году пристава осудили за получение взятки на 3 года, отправили в колонию строгого режима и оштрафовали на 3 млн рублей. В Мотовилихинском районе Перми двое приставов получили взятку 30 тыс. рублей за то, чтобы не арестовывать авто должника, им дали штрафы по 1,25 млн и 950 тыс. рублей и запретили занимать должности на госслужбе.

О таких историях мы информируем наших сотрудников, а при рассмотрении дела приглашаем в суд вновь принятых приставов. Чтобы молодежь знала, чем может для них обернуться взятка.

Игорь Александрович Кожевников – и.о. руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю – главного судебного пристава региона. Окончил Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков по специальности «Командная тактическая авиация», в 2005 году – Тамбовский государственный технический университет по специальности «Юриспруденция». В 90-е годы служил в Вооруженных силах РФ, затем – в управлении Министерства юстиции РФ. Работал помощником председателя суда, в 2005 году перешел в УФССП по Тамбовской области. Дослужился до должности заместителя руководителя регионального УФССП, в январе 2016-го уволился и получил назначение в УФССП по Пермскому краю.
Все новости компаний