Продукт: «Коллектор»
Режиссер: Алексей Красовский
(16+)
ЗА
Артур – мастер своего дела. Работая только с крупными должниками, он находит всю их подноготную и эффективно использует «против». Он никогда не прибегает к банальным методам, знакомым всем по новостным сводкам. Избиения, преследования, угрозы – это все не про него. Его конек – психологическая атака. Артур умеет виртуозно перевоплощаться, сбивать с толку, выводить из равновесия и так допекать своих клиентов, что они готовы вернуть все, только бы никогда больше не слышать его голоса. Но однажды Артур сам становится мишенью: в сети появляется скандальное видео с его участием, и от него мгновенно отворачиваются друзья и коллеги. У состоятельного и деловитого коллектора есть одна ночь, чтобы восстановить свою репутацию, отыскать виновного и вновь утвердиться на прежних позициях.
Самое важное и примечательное в «Коллекторе» – его камерность. Действие ленты происходит в четырех стенах, где мечется сначала самоуверенный, а затем загнанный главный герой. Все остальные персонажи фигурируют в сюжете лишь голосом, превращая «Коллектора» в моноспектакль. Тем не менее, картина не становится исключительно театром одного актера, потому что Хабенский, хоть и занимает в композиции центральное место, порой отходит на задний план, давая зрителям возможность прочувствовать ситуацию, контекст и подтекст.
Роль Хабенского очень схожа с его работой в «Географ глобус пропил» – он тоже выступает в качестве всезнающего демиурга, которому вменили в обязанности провести своих подопечных сквозь тернии и измывательства к освобождению от своего прошлого.
Режиссер Алексей Красовский признавался, что обожает всяческого рода намеренные ограничения в процессе творчества (если эти ограничения не навязаны сверху), и «Коллектор» в каком-то роде напоминает художественный эксперимент, поставленный на Константине Хабенском, – потянет или нет, выстрелит или не сумеет. Красовский не первый, кто организует подобного рода опыты, но для современного российского кино эксперименты стали непозволительной роскошью, поэтому такой шаг можно счесть за прорыв.
«Коллектор» мрачен, мелодраматичен и правдив. Истории такого плана невозможно рассказать с издевкой, иронией или пренебрежением. Слишком много в них узнаваемой фактуры. И речь, конечно, не только о нечеловеческом трудолюбии представителей известной профессии, но и о всех тех, кто не умеет прощать долги должникам своим, а требует у прочих понимания и снисхождения.
ПРОТИВ
На широкие экраны вышел фильм «Коллектор», который уже успел собрать несколько положительных отзывов (см. выше) и кинопремий. Тем не менее, если вы не член жюри или матерый критик, то не стоит заблуждаться насчет «достоинств» данного продукта.
Дебютант Алексей Красовский безуспешно старается доказать зрителям, что негодяи – тоже люди. Что им порой перепадает не меньше тех, кого они мучают. Негодяй в исполнении Константина Хабенского на протяжении всего фильма лезет из кожи вон, чтобы перевоплотиться в добропорядочного и совестливого гражданина, который не только выбивает долги, но и меняет судьбы окружающих людей к лучшему. Однако намечаемый слом характера так и не состоялся: в конце умирающий Артур так и не удосужился снизойти до мольбы о помощи, а остался самим собой – самоуверенным хлыщом, задирой, балаболом.
Вполне очевидно, чем вдохновлялся режиссер картины: после просмотра «Коллектора» моментально вспоминается «Лок» с Томом Харди в главной роли. Сравнивать ленту Стивена Найта с произведением Алексея Красовского не стоит – последнее уступает ей по всем статьям и прежде всего – по «скорости» развития сюжета. И дело не в том, что герой «Лока» постоянно пребывает в движении (все действие картины разворачивается в салоне автомобиля на пути из точки А в точку Б), а скорее в том, что у «Коллектора» отсутствует внутреннее понимание собственной жанровой принадлежности. Он начинается как задорный камерный детектив, но уже через пару десятков минут оборачивается неторопливой мелодрамой, сбивая уже настроившегося на саспенс зрителя с толку и теряя набранный темп.
И если «детективная» часть – довольно интересный пласт повествования, то ее мелодраматическая составляющая – почти что провал. Спасти ситуацию создатели картины постарались запрещенными приемами (сцена с умирающим псом), но даже это не повлияло на общее восприятие картины.
Коллекторы – постоянные герои новостной хроники, где они чаще всего фигурируют в качестве налетчиков, насильников, разбойников. Однако в фильме Красовского мы встречаем некий идеальный типаж злодея – ему не с руки возиться с долгами пенсионеров и студентов, вместо физических пыток он применяет психологический прессинг и даже предрасположен к раскаянию. Но где же такое видано? Понятнее и проще было бы рассказать эту историю не от лица преследователя, а от лица преследуемого – среднестатистического горемыки, погрязшего в долгах и скрывающегося от вездесущих карателей. Тоже вполне себе сюжетец. Начинался бы он, должно быть, как у Кафки: «Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., поэтому, не сделав ничего дурного, он оказался должен сразу нескольким микрокредитным организациям».
«Коллектор» Красовского – тоже в какой-то мере гротеск и абсурд, потому что у него своя собственная правда, неведомая большинству россиян. Ведь их долги – это не метафизическая задолженность перед Всевышним, а вполне конкретные неоплаченные счета – всего лишь за газ, свет, кредитный «логан».
Фото: кадр из фильма Коллектор», режиссер – Алексей Красовский