По оценкам участников рынка, банки ужесточили требования к расчетам юридических лиц, в первую очередь это коснулось субъектов малого и среднего предпринимательства. Причина – политика Центрального банка, направленная на повышение прозрачности этой сферы.
Несколько предпринимателей рассказали Business Class о том, что банки, в которых они имеют расчетные счета, направили им запросы с просьбой предоставить информацию о движении средств с расчетного счета, подтвердив это необходимыми документами. Свой запрос одна из кредитных организаций подкрепляет в том числе и тем, что в соответствии с федеральным законодательством банк обязан принимать обоснованные и доступные меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.
«Для ЦБ все равны, просто, к сожалению, исторически получается так, что мелкий бизнес менее прозрачен по сравнению с крупным».
По словам Олега Лагуты, совладельца и управляющего директора «Модульбанка», суть контроля бизнеса со стороны банков заключается в необходимости быть уверенным, что деятельность предпринимателей не связана с отмыванием средств, полученных преступным путем. «Причем в последнее время под этим, вполне закономерно, понимается и неуплата налогов. ЦБ проводит последовательную политику по усилению контроля оплаты налогов, и проводником в этом процессе выступают коммерческие банки. Важно понимать, что устойчивость кредитной организации сегодня во многом зависит от его способности своевременно выявлять компании, которые не платят налоги и не ведут реальной деятельности», – добавляет Олег Лагута.
Любовь Сидельцева, руководитель розничного бизнеса Пермского регионального центра банка «ГЛОБЭКС» (Группа Внешэкономбанка), отмечает, что в нынешних экономических реалиях банки действительно ужесточили политику в отношении расчетов малого и среднего предпринимательства. «Такая тенденция складывается не только в Пермском крае, но и во всех регионах страны. И это прежде всего связано с усилением надзора со стороны регулятора», – подчеркивает Любовь Сидельцева.
Ангелина Крашенинникова, директор по управлению рисками банка для предпринимателей «Точка» (финансовая группа «Открытие»), также отмечает, что Центробанк проводит такую политику по всей России. «Нет особого упора на отдельные регионы, нет упора на субъекты предпринимательской деятельности: ИП, крупный бизнес или просто частные клиенты. Для ЦБ все равны, просто, к сожалению, исторически получается так, что мелкий бизнес менее прозрачен по сравнению с крупным. Крупный так или иначе должен раскрывать отчетность, открыто отчитываться об уплаченных налогах и изменениях в составе руководителей, а к малому и мелкому бизнесу таких требований нет, отсюда и скепсис со стороны банков», – поясняет Ангелина Крашенинникова.
По словам Марка Гойхмана, аналитика ГК TeleTrade, в условиях сильного дефицита бюджета ужесточается борьба с уклонением от налогов юридических лиц, незаконным обналичиванием денежных средств. «Банки выступают как одно из звеньев такого контроля, зачастую и не желая этого. Но федеральное законодательство обязывает кредитные учреждения приостанавливать сомнительные сделки, запрашивать необходимые документы по ним у предпринимателей. Такие действия осуществляются повсеместно по стране. Центральный банк, в свою очередь, контролирует выполнение коммерческими банками данных требований», – объясняет Марк Гойхман.
Эх, налоги
По оценкам одних экспертов, опрошенных BusinessClass, интерес банков к целям переводов средств предпринимателями не связан с той системой налогообложения, которую они выбрали. По мнению ряда других, взаимосвязь – прямая.
«Банки при изучении клиента-предпринимателя a priori отталкиваются от той системы налогообложения, которую он применяет. Патенты, например, даются на ведение определенной деятельности, и если движение по счету показывает, что предприниматель ведет деятельность, не связанную с патентом, то у банка появляются вопросы. К индивидуальному предпринимателю на упрощенной системе налогообложения (УСН) у банков меньше вопросов: если вы заплатили налоги, то можете тратить выручку, как и на что хотите, главное – сохранить квитанции, чтобы всегда удалось доказать банковской службе финансового мониторинга, что вы дисциплинированный предприниматель. Если вы используете сложные системы, например, совмещенные УСН и Единый налог на вмененный доход, то банк будет сильно контролировать движение по вашему счету», – объясняет Ангелина Крашенинникова.
«Быстрое открытие счетов, мгновенные платежи, онлайн-доступ очень привлекательны для фирм-однодневок, поэтому некоторые банки сознательно не улучшают сервис».
По словам директора Пермского филиала «БКС Премьер» Натальи Кондрашовой, главный элемент борьбы с обналичиванием средств – это выявление цепочек фирм-однодневок, которые являются основным инструментом для данного вида деятельности. «С помощью проверок и следственных мероприятий контролирующие органы выявляют не только последнее звено в цепочке – компанию, которая не заплатила налоги и, как правило, зарегистрирована на подставное лицо, но и тех, в интересах кого работала данная цепочка фирм. В том числе именно для этого ЦБ разрабатывает более строгие правила контроля для кредитных организаций, который обязуются предоставлять регулятору всю информацию о подозрительном движении денежных средств», – поясняет Наталья Кондрашова.
Олег Лагута отмечает, что одним из признаков фирм-однодневок является объем налоговых платежей. «Как отмечает ЦБ, если налоги составляют менее 0,5% от оборота, то клиент может оказаться однодневкой. По опыту «Модульбанка», реальные клиенты, которые работают «в белую», платят от 3% до 10% от оборота, в зависимости от отрасли. Контроль компаний, отмывающих доходы, для современных банков является ключевой задачей. Поскольку основные конкурентные преимущества банков – быстрое открытие счетов, мгновенные платежи, онлайн доступ – очень привлекательны для фирм-однодневок. Это приводит к удивительным вещам – некоторые банки сознательно не улучшают сервис», – делится г-н Лагута.
Реальность деятельности
По словам Олега Лагуты, кредитные организации в первую очередь анализируют бизнес клиента по двум критериям: оплата налогов и реальность деятельности. «Если компания регулярно оплачивает аренду офиса, счета за канцтовары, платит зарплату сотрудникам и налоги, то у банка вряд ли возникнут подозрения. Причем современные банковские системы научились выявлять симуляцию такой деятельности», – делится Олег Лагута.
Эксперты «bc» единодушны: больше всего вопросов у банков вызывают расчеты предпринимателей, которые снимают крупные суммы средств со счета. «По-прежнему есть те, кому тратить наличные удобнее, чем расплачиваться картой, особенно в небольших городах. Но у банка появляется много вопросов, когда, например, индивидуальный предприниматель, не заплатив налоги, просто снимает всю выручку со счета. Подозрительна и та ситуация, когда компания проводит много выплат на счета частных клиентов, тем более, не выступая налоговым агентом, не удерживая НДФЛ, вообще не имея оснований это делать. Или же если у компании открыт расчетный счет в крупном банке, с которого предприниматель платит аренду, все налоги и хранит небольшую часть денег, а основные расчеты проходят по счету в небольшом региональном банке, то у мелкого могут возникнуть вопросы. В первую очередь потому, что бесцелевой приход и расход денег – это признак транзита средств», – резюмирует Ангелина Крашенинникова.
«Если налоги составляют менее 0,5% от оборота, то клиент может оказаться однодневкой».
По оценкам Любови Сидельцевой, противоправными могут показаться действия предпринимателей, направленные на обналичивание денежных средств. «Это схема, при которой могут быть задействованы третьи лица, занимающиеся, например, розничной торговлей за наличный расчет (продают стройматериалы, продовольственные товары, автомобили). Полученные наличные денежные средства, которые предназначены для хранения на банковских счетах, передаются третьим лицам – заказчикам наличных денежных средств. Последние, перечисляя деньги в безналичной уже форме на расчетные счета организаций розничной торговли, оплачивают полученные в наличной форме деньги. При этом зачисления на расчетные счета в безналичной форме часто не предполагает уплату НДС по договорам. То есть используются договоры об оказании услуг, агентские договоры, договоры займа и другие», – поясняет Любовь Сидельцева.
Марк Гойхман выделяет также те действия предпринимателей, которые вызовут повышенное внимание банка: перечисление средств в заем другому юридическому лицу без взимания процентов; оплата одной компании контрагенту не за себя, а за другое предприятие; платежные поручения без четкого указания назначения платежа и обосновывающего договора; регулярное снятие наличных денег со счета не на цели выплаты зарплаты, значительные обороты по счету, не сопровождающиеся адекватными платежами по налогам, зарплате, аренде и содержанию имущества и пр. То есть все, что может не соответствовать нормальной деятельности компании, вызывает необходимость документального подтверждения законности данных операций», – поясняет Марк Гойхман.