Скоро свой первый год деятельности отметит издательство Hyle Press, созданное двумя молодыми философами из Перми. Факт этот выглядит еще более удивительным, если знать, что издательство переводит и выпускает книги современных европейских философов. Продаются книги в московских и питерских магазинах, а рецензии на них появляются в «Коммерсанте».
О первых шагах провинциального издательства рассказали его создатели Яна Цырлина и Дмитрий Вяткин.
Как вы решали самую важную проблему стартапа – финансовую? Где вы взяли деньги, выиграли грант?
– Возможно, вам покажется странным, но финансовая сторона в данном случае вторична, потому что по российским бизнес-меркам эти затраты незначительны. Мы вложили свои небольшие личные средства. В этом проекте намного дороже символический капитал – наличие каких-то связей и отношений с издателями, книжными магазинами, зарубежными издательствами и, конечно, авторами. Обычно такую литературу издают европейские университетские издательства или крупные издательские дома со своей историей, а тут права на издание книги просят ребята с Урала. Прежде всего нам должны были поверить.
Другими словами, чтобы зайти на этот рынок, надо быть своим?
– В общем, да. Надо уметь встроиться и найти общий язык с участниками рынка. В нашем случае получилось удачно состыковать две среды – философскую и книжную, поскольку мы оба получили философское образование и при этом имели довольно серьезный опыт работы с независимым книжным магазином «Пиотровский». В нем мы организовывали разные проекты. Среди них была и «Зимняя философская школа. Онтологический поворот в современной философии», для участия в которой к нам в Пермь приезжал Йоэль Регев и другие известные философы. Личное знакомство много значит, мы всегда могли попросить у них письменную рекомендацию, и это помогло решить многие проблемы начинающих издателей.
Сейчас, когда у нас уже изданы 4 книги, объяснять, чем ты занимаешься, стало намного легче.
Дорого стоят авторские права на современную философскую книгу?
– В среднем цена на права колеблется от 500 до 700 долларов за тираж от 750 до 1000 экземпляров, плюс к этому налоги и еще некоторые издержки, за счет чего стоимость прав для нас получается выше, чем их номинальная издательская цена.
Печать книг ведь тоже удовольствие не из дешевых?
– Это было дорого, но сейчас технологии цифровой печати радикально изменили ситуацию. Можно печатать не весь тираж, а, допустим, треть, уменьшая оборотные средства, требуемые для издания книги, почти в три раза. К тому же отпадает необходимость в наличии склада. Напечатанная треть тиража без остатка доходит до магазинов и буквально в течение полутора месяцев распродается; часть этих денег идет на допечатку. Особенно это эффективно, когда печатаются сразу несколько книг: соответственно и скорость оборота средств возрастает в несколько раз. Все вместе это составляет практику, обычно называемую small press.
Сейчас мы думаем, как еще можно оптимизировать затраты на печать. Возможно, что-то будем печатать в Екатеринбурге, что-то в Москве, а что-то в Перми.
Какой у вас максимальный тираж?
– Обычно 1000 экземпляров. Для той ниши гуманитористики, которой мы занимаемся, – это предел и считается неплохим тиражом. Помнится, в начале 90-х на излете советского времени тиражи философской литературы могли достигать 25 тысяч. Сейчас ситуация стала намного хуже.
Занимаетесь ли вы продвижением своей литературы?
– Специально не занимаемся. Сейчас наши книги продаются в самых известных независимых книжных магазинах Москвы, Питера, Екатеринбурга, таких как «Фаланстер», «Циолковский», «Все свободны», «Порядок слов». Всего 16 магазинов страны берут на реализацию наши книги, а к концу года их будет 25. У каждого такого магазина есть свои группы в социальных сетях, где подробно анонсируются все книги, в том числе и наши. Мы, правда, самостоятельно делаем анонсы на специализированных философских ресурсах и в пабликах нашего издательства, вот и все.
Ваши издания представлены в столичных магазинах, одна из книг удостоилась рецензии «Коммерсанта», но главное – книги покупают. Значит, вы правильно вычислили нишу и предложили то, чего не хватало на книжном рынке?
– С одной стороны так, с другой – нет. Дело в том, что мы работаем с самым актуальным направлением философской мысли, которое появилось в нулевые и десятые годы нашего века. Это так называемый спекулятивный реализм. И эти работы в принципе не были представлены в России никоим образом: не были ни переведены, ни изданы.
И мы сами как философы, изучающие это направление, чрезвычайно нуждались в этих книгах, как и наши российские коллеги. И здесь в силу вступил уже просветительский мотив. Мы скорее не бизнес-нишу нашли, а в интеллектуальном мире открыли и сами же заполняем потребность.
Можно ли говорить о доходности, или об этом у стартапа даже спрашивать неприлично?
– Об этом пока речи не идет. Но мы сами решили на первом этапе оставлять большинство денег исключительно на развитие издательства.
После этого начального этапа становления уже можно будет думать как о привлечении средств со стороны за счет грантов и встраивания в различные культурно-гуманитарные программы, так и о выделении в доходах нашего издательства зарплатных статей для себя.
Какие планы у издательства Hyle Press на следующий год?
– Год 2017-й будет для нас во многом определяющим. В этом году в нашем издательстве выйдут 7-8 книг, а в следующем мы планируем издать 10-12. В идеале было бы неплохо закрепиться на 12-15 издаваемых в год книгах. Тогда уже можно будет говорить об отлаженной бизнес-модели, а значит, и о рентабельности.
Сейчас у нас есть четыре серии. Это «Исследование ужаса», в которой издана книга Бена Вударда «Динамика слизи. Зарождение, мутация и ползучесть жизни», «Объектно-ориентрованная мысль», где вышла книга Грэма Хармана «Четвероякий объект, Метафизика вещей после Хайдеггера». Есть серия «Экспериментальный материализм», где вышла книга Йоэля Регева «Невозможное и совпадение. О революционной ситуации в философии». В серии «Неомонадология» мы издаем книги авторов, хотя уже и не принадлежащих нашему времени, но по тем или иным причинам попавшим в поле внимания современной гуманитарной мысли. В ней вышла книга социолога второй половины XIX века Габриэля Тарда «Монадология и социология». Еще будет пятая серия «По направлению к Делезу», где как раз будут собраны актуальные современные работы, посвященные философии Жиля Делеза. Это работы, вобравшие в себя его философию и пытающиеся развивать ее дальше в различных направлениях – философии, наук о жизни и даже архитектуры.
Скажите, а когда вы придумали Hyle Press, вам не говорили, что затевать философское издательство, да еще в провинции и без денег – это авантюра?
– Конечно, говорили. Но если все время слушать других, то ничего своего не создашь.