Одним из самых громких решений Пермского УФАС стало раскрытие сговора на торгах по строительству обхода Чусового. По некоторым данным, именно с этим аукционом связано задержание министра транспорта Алмаза Закиева, который сейчас отстранен от должности. Расскажите, что помогло доказать наличие картеля на торгах?
– Любой сговор доказать сложно. ФАС не имеет полномочий проводить оперативно-розыскные мероприятия. Поэтому сбор доказательств – довольно длительный и непростой процесс. Мы запрашиваем в банках информацию о движении на счетах, собираем данные о том, кто составлял заявки, и иногда выясняем, что двое участников делали это общими силами. В случае с обходом Чусового доказать наличие сговора нам помогли наработанные практики. Часть обстоятельств выяснилась в процессе опровержения тех доказательств, которые предоставляли компании, пытаясь опровергнуть факт сговора. В делах о картелях важна каждая мелочь. Например, установить сговор «Мостостроя 12» и «Уренгойдорстроя» нам помогло доказать одно слово – «Тюмень». Выяснилось, что там были составлены некоторые документы, которые не могли быть написаны в этом городе в отсутствие сговора.
В рамках рассмотрения жалоб на платные парковки Пермское УФАС запросило в управлениях антимонопольных органов других регионов информацию об аналогичных обращениях. Пришли ли ответы?
– Ответов не было, но могу поделиться своими наблюдениями о том, что происходит в городе с платными парковками. Паркоматы не работают, их различными способами портят. Недавно я видел один с разбитым экраном. По-моему, такова и есть реакция горожан на новшество. Пермь не Москва, и даже не Екатеринбург или Нижний Новгород. У нас машина нужна для того, чтобы комфортно добраться от дома до работы. Это в Москве удобно доехать на автомобиле до метро и оставить его на перехватывающей стоянке, а в Перми машину разве что у дома и оставить. Но зачем тогда ее покупать?
Сама по себе идея платных парковок – совершенно правильная. Раньше в центре города было сложно найти место, где оставить автомобиль. Теперь дороги свободны, но мест нет на внеуличных парковках в центре, на которых день стоянки стоит 80 рублей. Альтернативы платной парковке на улицах нет, поэтому, мне кажется, это новшество в Перми ввели рано.
С точки зрения антимонопольного законодательства вы сможете обосновать свою позицию по этому поводу?
– Пытаемся, но, к сожалению, время упущено. Когда готовилась документация по отбору оператора платных парковок, все это можно было изучить и учесть, но в Пермское УФАС не поступило таких жалоб, в рамках которых мы могли бы рассмотреть сам подход к организации платных парковок. Сейчас оператор связан условиями, которые продиктовала администрация, и предъявлять ему претензии бесполезно.
Пермские власти сделали еще один шаг к внедрению «электронного билета» – проведен аукцион на поставку пластиковых проездных для льготников. УФАС признало необоснованной жалобу на него. Перевозчикам не о чем беспокоиться?
– Электронная оплата проезда и учет пассажиропотока – это две разные вещи. Их путают многие, в том числе и заявители. В действующих договорах на перевозку с городским департаментом дорог и транспорта есть фраза: перевозчик обязан обеспечить электронную оплату проезда (ЭСОП). Это означает, что все оборудование, необходимое для принятия платежа от пассажира, должен обеспечить сам перевозчик. А вот электронный учет – это потребность исключительно муниципалитета. Поэтому «Гортранс» должен на блюдечке с голубой каемочкой представить предпринимателям все, что для этого нужно. Будут ли валидаторы считывать карты – это проблема городских властей, а не перевозчиков. Но и у тех, и у других могут возникнуть сложности при синхронизации системы учета с системой электронной оплаты проезда, когда она полностью заменит бумажные билеты. Об этом нужно подумать уже сейчас. Как сделать так, чтобы льготные проездные были совместимы с различными ЭСОП? Ведь рынок систем оплаты должен оставаться конкурентным.
То есть нужно обеспечить совместимость с любой системой?
– Должны задаваться определенные требования к системе, чтобы она была современной. Это можно объяснить на примере программного обеспечения для персонального компьютера. Нерационально настаивать, чтобы он работал с оборудованием и операционной системой, выпущенными тридцать лет назад. Но таких требований, которые ограничили бы конкуренцию, быть не должно. Слово «договориться» зачастую противоречит смыслу антимонопольного законодательства, но в данном случае уместно сказать, что администрации Перми стоит договориться со всеми заинтересованными сторонами, чтобы не создавать ограничений для операторов ЭСОП и перевозчиков.
Как может измениться система учета пассажиропотока на краевом уровне, если «Автовокзалу» и министерству транспорта не удастся оспорить решение УФАС?
– Если наше основное решение, в котором мы установили факт наделения ПКГУП «Автовокзал» функциями органов власти, устоит во всех судебных инстанциях, необходимо будет отменить все акты, которые его такими полномочиями наделяют. «Автовокзал» не должен заниматься сбором информации о перевезенных льготниках. Сейчас предприятие выступает посредником в перечислении денег от одного лица другому и получает процент за каждую транзакцию. Суть в том, что эти средства останутся в бюджете, если их распределением займется минтранс. Организовать реализацию самих проездных документов тоже может только орган власти. Или учреждение, коим теоретически может стать и «Автовокзал». Но тогда он не сможет заниматься предпринимательской деятельностью, все закупки пойдут по федеральному закону №44 и т.д. Наш анализ деятельности УК «Автовокзалы Прикамья», которая арендовала имущество «Автовокзала», показывает, что когда вокзалы находятся в руках хозсубъекта, он делает все, чтобы ему было удобно и выгодно, а перевозчикам – нет. Хозяйствующий субъект всегда заботится, в первую очередь, о собственной прибыли. И ПКГУП «Автовокзал» будет заниматься тем же самым, чем раньше занимались «Автовокзалы Прикамья», и вдобавок осуществлять еще функции оператора электронных льготных проездных документов.
На основании решения УФАС отменены конкурсы по обслуживанию межмуниципальных маршрутов, объявленные краевым минтрансом. Как сейчас развивается ситуация?
– Решения суда подтверждают решения антимонопольного органа. Мы первыми стали публично заявлять о странной схеме перевода маршрутов из категории нерегулируемых в регулируемые и обратно; задавать вопросы, почему ряду перевозчиков не выдается свидетельства о праве работать на маршрутах. Эта позиция была отражена в исках, которые предприниматели подали к муниципалитету. Если бы торги прошли, то победители конкурса и прежние перевозчики, у которых не истек действия старых свидетельств, ездили бы параллельно. Вроде и те и другие действовали бы по закону, но прибыли недосчитались бы все. Наше решение помогло избежать серьезной разбалансировки на рынке.
Могут ли быть привлечены к ответственности должностные лица, допустившие нарушения при организации торгов?
– Той ответственности, которая предусмотрена за нарушение закона о защите конкуренции – то есть дисквалификации чиновников при повторном нарушении, в данном случае, к сожалению, нет. А нарушение вполне может быть, когда конкурс будет объявлен снова.
Вы входили в первую тройку партсписка «Яблока» и участвовали в выборах в Пермскую гордуму. Как вы оцениваете результаты партии?
– Исключительно как положительные. Динамика, наблюдаемая с момента начала кампании в Перми и крае, впечатляющая. Процент избирателей, поддерживающих «Яблоко» в начале кампании, и итоговый результат на выборах – это небо и земля! Партия прошла в гордуму – это конкретное достижение, которого мы не видим у «Яблока» и иных непарламентских партий в других регионах.
Планируете ли продолжать политическую карьеру?
– В наше время сложно строить планы. У меня есть работа, и я ей занимаюсь. Никаких особых политических амбиций не имею. В каких-то общественных и социально значимых мероприятиях я, наверное, приму участие. Необходимость делать что-то подобное проявилась, в том числе, и в ходе предвыборной кампании. Но не могу сказать, что политика стала для меня жизненной целью.