Как сообщили Вusiness Сlass в ГУ МВД по Пермскому краю, в регионе зарегистрированы семь электромобилей, один - марки Mitsubishi i-Miev и по три – TESLA и Nissan Leaf. При этом еще по состоянию на 1 июля 2016 года агентство «АВТОСТАТ» сообщало о четырех зарегистрированных в крае электромобилях.
Первый автомобиль марки TESLA был поставлен на учет в Прикамье в декабре 2013 года. По информации источников «bc», одним из владельцев электромобилей может являться Юрий Трутнев, ныне занимающий пост зампредседателя правительства РФ – полномочного представителя Президента России в ДФО.
По данным агентства «АВТОСТАТ», в России на 1 июля 2016 года насчитывались 722 электромобиля, представленных семью моделями: Mitsubishi i-Miev, Nissan Leaf, Tesla Model S, LADA Ellada, Renault Twizy, BMW i3, Tesla Model X. «АВТОСТАТ» сообщает, что треть всех электромобилей в России стоят на учете в Москве (253 шт.). При этом вместе с Подмосковьем их суммарная доля составляет 41,3% (298 шт.) от всего парка электрокаров в стране. Другие субъекты РФ отстают от Москвы с большим отрывом (см. таблицу).
«Сейчас люди покупают такие автомобили ради интереса», – считает директор по продажам «Уралавтоимпорта» Алексей Деткин. Он рассказал, что сегодня распространены также гибридные автомобили (марки Mitsubishi, BMW,Volvo и другие), в которых используются и электродвигатель, и двигатель внутреннего сгорания. «Эти машины заряжаются от двигателя внутреннего сгорания при торможении, при разгоне и от розетки. Такие авто мы реализовывали, но в небольшом количестве», – отметил г-н Деткин.
И Перми достанется.
С 1 ноября этого года вступило в силу постановление правительства РФ об оборудовании автозаправочных станций колонками для зарядки электромобилей. Документ приняли в августе минувшего года, его цель – популяризировать автомобили с электроприводом в России. Согласно постановлению, на дорогах в числе объектов дорожного сервиса (мотели, магазины, кафе, АЗС, места отдыха для водителей) должны быть и зарядные устройства для электромобилей. Максимальное расстояние между такими заправками в зависимости от категории дороги – 100-300 км (что соответствует запасу хода машины). Зарядные устройства с машин с электроприводом теперь относятся к показателям, характеризующим безопасность дорожного движения.
В Прикамье на сегодня нет ни одной заправки для такого вида транспорта. В региональном минтрансе корреспонденту Вusiness Сlass сообщили, что планирование строительства АЗС для электромобилей не входит в компетенцию ведомства. В «МРСК Урала» и «Пермэнерго» на вопросы о планах размещения таких заправок и вовсе не ответили. Однако источники в сфере энергетики рассказали, что в Перми в ближайшие несколько лет все-таки планируется построить две заправочных станции для электрокаров. Одна из них расположится возле здания «Пермэнерго» на Комсомольском проспекте, другая – в районе ТРК «Семья».
На июльском международном форуме «Иннопром», который состоялся в Екатеринбурге, директор департамента технологического развития и инноваций «Россети» Владимир Софьин рассказал, что в ближайшее время «МРСК Урала» установит в Свердловской области первые образцы отечественных зарядных станций для электромобилей. В частности, прорабатывается план ее размещения на трассе Пермь – Екатеринбург. Как сообщали СМИ, в «МРСК Урала» согласились установить заправку на дороге Пермь – Екатеринбург по просьбе пермского владельца Tesla, которому не хватает заряда на поездку до Екатеринбурга. Стоимость станции оценивалась в 300 тыс. рублей, сборщиком устройства должен был стать рязанский завод «Фора».
«Российская газета» пишет, ссылаясь на одного из крупнейших операторов сети зарядных станций для электромобилей, что к 2018 году в регионах России предполагается установить около 1 тыс. заправок. «С 2012 года «Россети» реализует всероссийскую программу развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта, в соответствии с которой в Москве установлены порядка 30 зарядных станций, столько же – в других крупных городах России (Санкт-Петербург, Ярославль, Челябинск, Сочи, Екатеринбург)», – цитирует «Финмаркет» министра энергетики РФ Александра Новака. В результате этого количество авто с электроприводом в России к 2020 году может вырасти до 200 тыс.
Без зарядки нет электромобиля.
В пермской корпорации «ПСС», разработавшей «ускоренную» зарядную станцию для электромобилей, пояснили, чтотакие устройства бывают нескольких типов, в том числе «быстрые» и «медленные». «Быстрое» зарядное устройство не подходит для постоянного применения, его можно использовать время от времени, – рассказал гендиректор «Международной биржи коммерциализации инноваций» (МБКИ, входит в ПСС) Сергей Исаев. – В зависимости от модели автомобиля на быструю зарядку требуется 15-30 минут».
На зарядку транспорта «медленным» устройством требуется до 8 часов, такие станции подойдут, например, для подзарядки машины в пути или для полной зарядки на стоянке у торгового и офисного центра.Цена устройств варьируется от 100 тыс. рублей и выше. «Быстрые» зарядные станции стоят в несколько раз дороже, их цену в «ПСС» не назвали.
Сейчас «ПСС» ведет переговоры с нефтяными компаниями и сетями АЗС, планируя продать им свои зарядные станции для установки на автозаправках. По словам руководителя проектов «МБКИ» Антона Каменского, ПСС вела переговоры в том числе и с департаментом «Россети».
По словам гендиректора МБКИ, из-за недостатка зарядных станций владелец электромобиля не может уехать из одного города в другой. «Количество электромобилей и развитие инфраструктуры для них – взаимосвязаны. При сегодняшнем числе такого транспорта развитие сети АЗС для него не оправдано с экономической точки зрения. Однако без развития сети заправок нет рынка электромобилей», – говорит Сергей Исаев.
«Для любого нового начинания нужно обеспечить условия его развития. Оборудование заправок для электромобилей – минимум для продвижения данного экологичного и экономичного вида транспорта», – отмечает аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. По его словам, сейчас выгоднее покупать автомобили, однако с развитием технологий такие машины станут дешеветь. Для повышения спроса на электромобили их подзарядка должна стать более простой.
Директор по продажам «Уралавтоимпорта» Алексей Деткин видит перспективы распространения электромобилей в Прикамье, но не в ближайшие пару лет. Установку в Перми заправок для них г-н Деткин оценивает положительно, подчеркивая, что наличие инфраструктуры будет стимулировать спрос клиентов. «Заправка таких автомобилей требуется минимум раз в день. Между станциями должно быть расстояние не более 15 км», – отмечает эксперт, но добавляет, что для окупаемости зарядных станций понадобится длительный период времени.
Россия на задворках.
Агентство «АВТОСТАТ» сообщает, что по динамике продаж электромобилей в 2015 году Россия заняла шестое место – за год в стране продали 0,1 тыс. штук новых машин, тогда как лидеры рейтинга – китайцы – в 2015 году купили 146,7 тыс. авто с электроприводом, а американцы (2-е место) – 71 тыс. штук. А в РФ, например, за девять месяцев этого года продали 58 таких машин (на 19,4 % меньше, чем за аналогичный период 2015-го).
Низкое развитие рынка электромобилей в России и.о. гендиректора «Ауди Центр Варшавка» (ГК «АвтоСпецЦентр») Алексей Кирдяшов объясняет недостатком внимания к проблемам экологии, дорогостоящей инфраструктурой, относительно недорогим бензином и дизельным топливом, высокой стоимостью авто и отсутствием льгот для производителей и автовладельцев. «Сейчас предпосылок к тому, что авто на электротяге займут ощутимую долю российского авторынка, нет, и ожидать каких-либо серьезных продвижений в этой сфере в ближайшие несколько лет не стоит», – считает г-н Кирдяшов.