Экономика
  1. Экономика
 23 декабря 2016, 07:00  

Колесо от бизнеса. Узнали об особенностях автомоечного бизнеса в Перми и трудностях в отрасли

Колесо от бизнеса. Узнали об особенностях автомоечного бизнеса в Перми и трудностях в отрасли

По информации Пермьстата, в январе-октябре 2016 года в Пермском крае объем услуг технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования снизился на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 3,4 млрд рублей.

По данным 2ГИС, в Перми на сегодняшний день насчитывается 279 организаций, оказывающих услуги мойки машин. Их владельцы считают, что во многих районах Перми рынок перенасыщен. Сказывается то, что новые игроки открывают площадки, чаще гаражного типа, перед сезоном, считая, что бизнес не требует серьезных затрат. Как правило, такие площадки быстро закрываются, но успевают забрать часть клиентов у других сервисных центров. «У нас был опыт работы на Гайве, когда открытие пяти новых автомоек в одном микрорайоне привело к падению цены и в итоге к неизбежному закрытию большинства салонов», – рассказывает Сергей Морозов, владелец автомойки в Перми.

Максим Демшин, владелец автомойки «ДА», полагает, что появление небольших автомоек, открывающихся на один сезон, не оказывает сильного влияния на рынок. «Многие заходят в бизнес, считая, что на обслуживании автомобилей легко заработать. На самом деле на рынок это не сильно влияет – у таких автомоек нет клиентской базы, поэтому большую часть времени они не заняты работой, – считает собеседник. – Кроме этого, значительные затраты приходятся на коммунальные услуги, которые такие сервисы не в состоянии окупить. В результате они очень быстро закрываются».

Однако качественных автомоек не так уж много. «В целом автомоек в Перми достаточно, но именно качественных насчитывается небольшое количество. Сейчас в основном преобладают площадки гаражного типа», – заметил один из участников рынка. Ключевые факторы конкуренции – прежде всего цена, быстрота обслуживания и расположение автомойки. «Сегодня в отрасли прослеживается тренд в пользу развития сервисной составляющей. Это выражается в появлении автомоек современного типа – с дорогим иностранным оборудованием, которое представляет собой готовые комплексы. Отличительной их чертой являются быстрота обслуживания и высокая производительность», – добавляет один из предпринимателей.

По оценкам владельцев автомоек, в последнее время изменилась посещаемость салонов: одни говорят о сокращении числа клиентов в связи с кризисом, другие фиксируют их увеличение. Максим Демшин связывает уменьшение числа клиентов с экономическими реалиями. «В этом году клиентов меньше, чем в прошлом. Сокращение стало особенно заметно летом. Люди стараются экономить на многом, в том числе на мытье машин. Если есть возможность помыть автомобиль самостоятельно, то люди предпочитают не пользоваться услугами автомойки. По сравнению с 2015 годом клиентов стало меньше примерно на 20%», – замечает собственник.

С другой стороны, некоторые собственники автомоек отмечают увеличение клиентов, в связи с ростом числа автомобилей. «Клиентов стало больше, поскольку постоянно растет количество машин в городе», – говорит г-н Морозов. Основной фактор, влияющий на посещаемость – это погодные условия. При дождливой и снежной погоде количество клиентов в день на конкретной автомойке может снизиться до одного.

Колесо от бизнеса. Узнали об особенностях автомоечного бизнеса в Перми и трудностях в отрасли

Затраты растут

Цены на услуги автомоек в Перми колеблются от 250 до 800 рублей. Причем они ниже, чем в сопоставимых регионах и даже в некоторых городах Прикамья. «В Перми цены ниже на 10- 30%, чем в других регионах. Это касается и некоторых городов в Пермском крае, например, Березников и Соликамска. При том, что последний раз цену на услуги мы пересматривали в 2015 году», – отмечает Сергей Морозов.

«Средний чек в Перми зависит от вида транспорта: мытье легковой машины обходится в 400 рублей, машины среднего класса (кроссовер) – 500, джипа – 600. За последний год чек поднялся, но не сильно. Примерно на 50-100 рублей», – подчеркивает г-н Демшин.

Участники рынка отмечают увеличение затрат на обслуживание автомоек, причем растут цены как на оборудование, так и на содержание земельного участка под автомойкой. По словам владельцев, это связано с изменением курса валют. «Очень сильно подорожали моющие средства и оборудование, с которыми мы работаем. Это касается и отечественной, и импортной продукции. Затраты на заграничные товары выросли в два раза, а на отечественные – порядка 30%, – замечает Сергей Морозов. – Кроме того, поднялся налог на землю за участок».

Что дальше

Один из вариантов развития сети в дальнейшем – установка автоматических моек по примеру европейских стран, считают участники рынка. Пока в Перми таковых всего две – на ул. Старцева и в Камской долине.

«Если обычная автомойка (не берем в расчет гаражного типа, которые рассчитаны на одну-две машины) в хороший день может обслужить порядка 50 машин, то автоматическая при таких же условиях – около 300, – говорит г-н Морозов. – Собственники автоматических моек больше тратят на оборудование, но меньше на заработную плату, поскольку сотрудников не так много».

Автоматические мойки оптимизируют работу сервиса и не зависят от человеческого фактора, что очень важно при постоянной ротации на автомойках. «Часто в организации устраиваются не очень надежные работники: могут не выйти в свою смену и т. д., поэтому приходится нанимать новых», – добавляет Максим Демшин. Однако оборудование для автоматических моек мало кто может себе позволить.

«Такие мойки удобны и для клиентов – скорость обслуживания увеличивается в разы, и для самих владельцев не возникает проблем с работниками. Автоматическая автомойка позволяет нанимать только механика и администратора, – отмечает Максим Демшин. – Но из-за высокой цены на оборудование не все могут позволить приобрести его. Кроме этого, для автоматической мойки требуется помещение больших размеров, нежели под традиционную

автомойку. Если последние можно открыть в боксе гаражного типа, то для автоматической необходимо минимум 500-1000 кв. м. Затраты на обслуживание такой площадки, естественно, выше».

Сейчас рынок Перми делят автомойки гаражного типа и несколько сетевых сервисов. По оценкам предпринимателей, в ближайшее время такая тенденция сохранится.

«И мойки гаражного типа, и сетевые автомойки обладают преимуществами и недостатками. Очень часто первые имеют более доступное предложение с точки зрения цены и расположения. На месте закрывающихся автомоек появляются новые, как правило, такого же формата. У сетевых площадок, на мой взгляд, больше перспектив развития, нежели у «гаражей», учитывая, что действительно сильных игроков в данном сегменте достаточно мало», – высказал мнение один из участников рынка.

Фото: paulbr75 / pixabay.com

Все новости компаний