С 1 января 2017 года численность коллегии присяжных в Пермском краевом суде сократится с 12 до 8 человек, а с 1 июня 2018 года присяжные заседатели смогут принимать участие в рассмотрении дел в районных и гарнизонных судах Прикамья. Сейчас «народные судьи» рассматривают дела только на региональном уровне. Нововведения обусловлены поправками в законодательстве о судопроизводстве, подписанными Президентом РФ в июне текущего года. По предварительным расчетам, благодаря им право обратиться к судьям из народа по всей России получат более 15 тысяч обвиняемых в год. Сейчас такой возможностью пользуются чуть более полутысячи человек в год.
Согласно новому закону, районные коллегии присяжных состоят из шести человек. Они будут рассматривать бытовые конфликты, преступления, совершенные женщинами, пенсионерами и подростками. Сейчас этим категориям граждан запрещено назначать такое наказание, как пожизненное заключение, а значит, подобные дела попадают в районные суды, где нет суда присяжных.
«Ведомости» со ссылкой на заместителя председателя Верховного суда Владимира Давыдова сообщали, что введение судов присяжных на районном уровне обойдется в 12 млрд руб. одномоментно и еще 300 млн руб. потребуется тратить на присяжных ежегодно.
Коллегиально и взвешенно.
Пермский край готовится к введению усеченной коллегии из шести присяжных заседателей в районных судах. «На сегодняшний день проанализирована работа судей краевого суда, которые рассматривают дела с участием присяжных заседателей. Подготовлены программы обучения судей в районах, проводится работа с органами местного самоуправления, которым во многом предстоит обеспечивать организационную работу по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели», – рассказал заместитель председателя Пермского краевого суда Марлис Заляев.
Участие присяжных в судах районного звена выполняет важную функцию – повышает уровень правовой грамотности населения, считает представитель судебного органа. «Участие в процессе в качестве присяжного помогает человеку увидеть реальную картину современного российского судопроизводства: наблюдать судебный процесс изнутри, взять на себя ответственность за судьбу человека. Из этого и формируется уважение к суду и закону», – говорит Марлис Заляев.
Адвокат и председатель Третейского суда строительных организаций Юлия Вербицкая считает, что применением института присяжных заседателей в районных судах дает возможность обвиняемым потребовать более независимого, взвешенного рассмотрения дел и вынесения приговоров. «Следует помнить, что в соответствии с процессуальным законодательством РФ при рассмотрении уголовного дела и вынесении приговора судья руководствуется собственным убеждением. В данном случае убеждение коллегии присяжных заседателей и убеждение судьи, рассматривающего дело, будет более взвешенным, справедливым и обоснованным. Таким образом, доверие к судам при постановлении приговоров по уголовным делам заметно возрастет», – считает собеседница.
Положительный потенциал новации отмечает и заместитель генерального директора по юридическим вопросам АНО Экспертный центр «Консультант» Сергей Воронин. По его мнению, «народный суд» подразумевает непредвзятость граждан, включенных в список присяжных. Однако в военных судах будет присутствовать опасность заинтересованного воздействия на присяжных, так последние являются подчиненными того или иного государственного лица. «Данные люди при желании смогут повлиять на форму и качество принимаемых решений. Помимо этого, если речь идет об ограничении профессионального поля, то круг присяжных будет еще меньше и возможен конфликт интересов», – рассуждает юрист.
Обновленные коллегии присяжных принимают решения половиной голосов: для вердикта о невиновности в районном суде достаточно трех голосов, в краевом – четырех.
А присяжные кто?
В законе детально прописано, кто может быть присяжным заседателем в судах районного звена и порядок отбора претендентов. Согласно документу, шанс стать присяжным есть у каждого дееспособного гражданина России, который отвечает ряду требований: он старше 25 лет, не состоит на учете у психиатра или нарколога и не имеет судимости. Как рассказали Business Class в Пермском краевом суде, два списка кандидатов, основной и запасной, формирует правительство края каждые четыре года. «Списки формируются методом случайного отбора из постоянно проживающих в Прикамье жителей. Для них дальнейшее участие в осуществлении правосудия – гражданский долг, об этом говорится в законе. Впоследствии от обязанности быть присяжным могут быть освобождены люди старше 60 лет, женщины, сотрудники организаций, отвлечение которых от основной деятельности нанесет вред государственным интересам. Также «отвод» может быть назначен по религиозным мотивам», – пояснили в суде.
Непосредственно после назначения судебного заседания с участием присяжных секретарь или помощник судьи выбирает из списков «случайных» кандидатов. И уже из них председательствующий с участием сторон формирует коллегию присяжных заседателей для конкретного дела.
Извещает жителей, попавших в списки присяжных, местная администрация. Она же принимает от них письменные заявления об исключении из числа кандидатов, при наличии оснований, и исправляет неточные сведения о претендентах.
Отметим, что работает присяжный за вознаграждение. Из федерального бюджета он получает компенсацию в размере 1/2 части должностного оклада судьи районного суда пропорционально числу занятых дней. Эта сумма не может быть меньше среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой же период. «Народным судьям» судебный орган возмещает командировочные и транспортные расходы, на работе за ними сохраняются все гарантии и компенсации, присяжного в этот период не могут уволить. Кроме того, закон дает гарантии независимости и неприкосновенности каждому присяжному.
Юлия Вербицкая считает усеченный состав коллегии большим плюсом. «Собрать 6 человек намного проще, чем 12. Статус присяжного заседателя ввиду отсутствия особых преференций не является привлекательным. Гражданин, вовлеченный в судебный процесс в качестве присяжного заседателя, в большинстве случаев неохотно меняет свои планы и тратит время на участие в судебном разбирательстве, к которому он не имеет никакого отношения, в исходе которого не заинтересован», – говорит адвокат. Она допускает, что правильно было бы в дальнейшем повысить финансовую привлекательность должности, выражающуюся в увеличении денежной компенсации, предусмотренной для присяжных. Также, по ее мнению, следует учитывать их согласие при избрании. В противном случае привлечение присяжных заседателей не будет эффективным.
Сергей Воронин видит в сокращении числа присяжных заседателей в судебных коллегиях как плюсы, так и минусы. «Шесть человек, с одной стороны, – оптимальное количество. Коллегия с небольшой численностью участников позволяет расширить роль института присяжных, добиться большего охвата судов. Значит, больше людей получат возможность требовать суда присяжных, и последний становится доступнее. Проще собрать в одном месте 6 человек, чем 10 или, например, 12. С другой стороны, всего 6 человек – это угроза подбора специального состава присяжных для конкретного дела, что может препятствовать вынесению справедливого судебного решения», – опасается он.
Не популярен в России
В России суды присяжных ежегодно рассматривают дела в отношении 600-700 человек, следует из официальной статистики Судебного департамента при Верховном суде РФ. При этом доля решений присяжных в общем объеме уголовных дел составляет порядка 15%.
По данным краевого суда, в Прикамье судом присяжных в 2014 году рассмотрены 5 дел в отношении восьми человек, в 2015 год – девять обвиняемых выбрали суд непредвзятых непрофессионалов (6 дел), в 2016 году «народный суд» предпочли девять человек, проходившие по 3 делам. Всего в этом году по первой инстанции в Пермский краевой суд поступили 29 уголовных дел (информация на 15 декабря 2016 года).
Одной из причин достаточно низкой популярности судов присяжных, полагает Юлия Вербицкая, стала плохая информированность гражданского общества об альтернативных способах судебных разбирательств. Вторым аспектом, препятствующим развитию института присяжных, является консерватизм общества в этом вопросе.
«Мы по сути своей консерваторы и очень неохотно пробуем новации, особенно применительно к своим делам. Кроме того, бытует мнение, что участие присяжных заседателей в процессе ничего не изменит – только затянет дело. Если же добавить сюда сложности сбора коллегии присяжных заседателей, то можно говорить о том, что опасение задержек в рассмотрении дела весьма обосновано. Что же касается того, изменит или не изменит участие присяжных заседателей суть принятого судебного акта, то здесь следует помнить, что работа сторон – это формировать и представлять доказательства. И судья, и присяжные заседатели лишь оценивают их совокупность и выносят, участвуют в вынесении приговора», – замечает она.
Сергей Воронин видит причину крайней непопулярности судов присяжных в отсутствии в российской судебной системе подобной традиции и недостаточном развитии институтов для поддержания активного гражданского выступления.
Все эксперты заметили, что приговоры по уголовным делам с участием присяжных заседателей часто более мягкие, чем рассматриваемые единолично судьей или профессиональной коллегией судей.
Г-н Воронин утверждает, что примерно в 70% случаев присяжные выносят оправдательный приговор. «Оправдательный приговор – не слишком частая практика, – говорит г-жа Вербицкая. – Намного чаще выносятся приговоры со сроком «ниже низшего». То есть присяжные понимают, что обвиняемый нарушил уголовное законодательство, что факт доказан, но они склонны учитывать и смягчающие, хотя и не исключающие вину обстоятельства, что ведет к уменьшению сроков или облегчению иных видов наказания».
Заместитель председателя краевого суда, ссылаясь на многолетний практический опыт, отметил жизнеспособность института присяжных заседателей. «Распространение судов присяжных на уровень районных (городских) судов отвечает в первую очередь принципу доступности правосудия для каждого гражданина. При всех нюансах он остается важнейшим институтом российской судебной системы», – подытожил Марлис Заляев.
Согласно изменениям законодательства, районные коллегии присяжных теперь будут рассматривать бытовые конфликты, завершившиеся смертью одного из участников (часть 1 статьи 105 Уголовного кодекса и часть 4 статьи 111 Уголовного кодекса). Часто в подобных случаях обвиняемые говорят о самообороне, и присяжным предстоит разбираться в обоснованности таких заявлений. Кроме этого, в юрисдикцию новых «народных судов» попадут тяжкие уголовные преступления, совершенные женщинами, пожилыми людьми старше 65 лет, несовершеннолетними (убийства с отягчающими обстоятельствами, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, на жизнь лица, осуществляющего правосудие, или на жизнь сотрудника правоохранительных органов, а также совершение геноцида).