В Пермском крае в начале текущей недели создана рабочая группа по разработке техзадания на проектирование новой сцены оперного театра с учетом действующего мастер-плана. В состав группы вошли министр культуры Пермского края Галина Кокоулина, исполнительный директор Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского Галина Полушкина, и.о. генерального директора Управления капитального строительства Пермского края Андрей Коробов, и.о. министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края Сергей Филимонов, заместитель главы администрации Перми – начальник департамента градостроительства Андрей Ярославцев. Возглавила рабочую группу вице-премьер правительства Пермского края Ирина Ивенских. При необходимости рабочая группа может быть расширена, пояснили в краевом минкульте.
«В настоящее время проект практически готов, он находится на согласовании в министерстве строительства, краевом управлении капитального строительства и др. Приоритетной для реализации проекта остается территория пятого квартала. Но и другие варианты размещения новой сцены продолжают рассматриваться и оцениваться. Возникшие вопросы, касающиеся собственности на земельный участок, решаемы, сейчас они находятся в поле деятельности городских властей», – пояснила Business Class исполнительный директор Пермского театра оперы и балета Галина Полушкина.
Разработанное техзадание, в котором будут зафиксированы все функции, необходимые театральной труппе в новом здании, передадут в архитектурное бюро David Chipperfield Architects. Документ станет основой для создания немецкими архитекторами нескольких вариантов эскизов новой сцены театра оперы и балета, рассказали в пресс-службе оперного.
В свою очередь краевое правительство и глава Перми по поручению главы региона должны провести обсуждение будущих макетов сцены театра с широким кругом экспертов в сфере архитектуры и урбанистики, а также организовать общественное обсуждение проекта, в котором примут участие жители города и края.
Проверка на доступность.
Как отметил в беседе с Business Class почетный архитектор России Виктор Воженников, основной проблемой площадки является ее транспортная доступность. «Театр эпизодически притягивает большое количество людей. Он рассчитан на 1200 мест, плюс еще несколько сотен – это артисты, работники сцены, обслуживающий персонал. Когда 200-300 машин в 18.30 будут подъезжать к театру, добавляясь к потоку автомобилей, двигающихся в правобережную часть города, на ул. Монастырской возникнет колоссальная пробка», – заметил он.
Однако наиболее трудноразрешимой задачей становится обеспечение пешеходной доступности объекта. «Доступность транспортную можно решить, если заезжать с ул. Куйбышева, выезжать на Монастырскую, далее в объезд, сворачивая на ул. Осинскую, так как с ул. Попова поворот запрещен. Далее съезжать на подземную стоянку с ул. Монастырской или с ул. Окулова. С пешеходами сложнее. Напрашивается решение: сделать пешеходной улицу Окулова. Здесь образуется целый квартал с уникальными архитектурными зданиями, включающий Художественную галерею, Кафедральный собор, оперный. Набережная обретает презентационный вид с реки. Здесь достоинства этого прекрасного места заканчиваются. Если к историческому зданию мы можем подойти с пяти сторон, то здесь – только с двух, с ул. Попова пешеходы не зайдут. Минусы компенсируются одним фактором – видом на реку. Но ради вида на реку театры не строятся», – рассказал изданию главный архитектор «Сатурн-Р» Игорь Луговой.
Он также заметил, что, очевидно, собственники двух участков, расположенных в пятом квартале со стороны ул. Окулова, не хотят расставаться с жильем либо запрашивают за него очень высокую цену. Компания, бравшаяся за проект Euro Towers (строительство трех односекционных небоскребов), не выкупила у собственников их участки.
Фото: www.facebook/ Игорь Луговой.
Пробная посадка.
Г-н Луговой подготовил концепцию размещения оперного театра в квартале №5. В ней нивелируется другая неблагоприятная особенность места – близость действующих железнодорожных путей.
«От крайних рельсов до запланированного здания театра 80 метров, если оно будет в глубине участка. Если строение «встанет» по краю, то еще меньше. Есть охранная зона у железнодорожных путей, в которой не допускается ничего строить. Для жилой постройки это расстояние составляет 100 метров, его можно уменьшить до 50 метров (при возведении шумогасящих барьеров). Для театров я не обнаружил таких ограничений. Однако близость ж/д путей является сложностью с точки зрения наличия даже не прямого шума поездов, а вибрации от них. Если на этой площадке решено будет остановиться, то архитектурной концепцией надо сразу предполагать решение вопросов с наличием вибрации», – подытожил он.
В проверочной посадке нового корпуса оперного, сделанной архитектором, ул. Окулова переходит в театральную площадку на платформе, проходящей над железной дорогой. Тем самым решается проблема с шумозащитой. «Весь строительный объем уходит вниз. Фактически мы загоняем железную дорогу в туннель. Шум от нее на 99% будет исключен. Это сооружение может включать автостоянку на 300 мест, что перекроет необходимость в парковочных местах для зрителей, для служебных автомобилей. В свободное время, когда в театре нет спектаклей, парковка может в платном режиме использоваться жителями центра», – пояснил автор.
По мнению г-на Лугового, процесс согласования с РЖД размещения строительных конструкций в санзоне займет достаточно времени. «Можно разделить реализацию проекта на две очереди. Первая – строительство театра в пятом квартале можно начать без согласования с РЖД. После получения разрешения строим вторую, вспомогательную часть: террасу, театральную площадь с туннелем и автостоянкой», – говорит архитектор.
На реализацию проекта, по подсчетам эксперта, уйдет 5-6 лет. Строительство можно успеть завершить к 2023 году, когда Пермь отпразднует свое 300-летие. Главное – не уходить в тупиковые решения и следовать графику, считает он.
Мало мест.
По мнению ректора Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина Сергея Войтковского, одним из базовых параметров нового здания пермского оперного театра как субъекта арт-индустрии должно стать количество посадочных мест в зрительном зале. Он считает объем зрительного зала нового здания оперного театра типа С-4 со зрительным залом на 1200 мест недостаточным.
«Еще в 1898 году Савва Иванович Мамонтов (великий русский антрепренер) считал, что оперный народный театр может вести пропаганду высокого искусства в помещении из 6 ярусов и не менее 3100 посадочных мест. Только в подобных помещениях экономика оперного театра самоокупается и самофинансируется. Поэтому все оперные компании мира (подавляющее большинство из которых частные) ведут свою работу в помещениях от трех тысяч посадочных мест. 1200 посадочных мест – это «мина замедленного действия», заложенная под перспективы развития жанра в одной из региональных культурных столиц России. В результате неверно заложенные параметры здания сегодня-завтра заставят администрацию обращаться к бизнесу и государству за очередными финансовыми ресурсами. Кроме того, при строительстве здания у железной дороги, среди «высоких» экспертов необходим еще и опытный акустик для расчета вариантов шумоподавления, которых в России просто нет», – заметил собеседник.
Однако пермские архитекторы убеждены, что сцена и зал большего объема не требуются.
«Категория сцены С-4 подразумевает зрительный зал на 1100-1200 мест. От этого идут расчетные показатели всех помещений и количество артистических помещений, размеры декорационных помещений. Это касается и заполняемости зала. Разница в размерах помещений со сценой С-5 с большим количеством зрительских кресел – 20%. Если на наш проект мы планируем 4 млрд рублей, то со сценой С-5 на строительство нужно уже 5 млрд. Но увеличение строительного объема на 20% – это не только строительство, помещения нужно впоследствии отапливать, содержать, ремонтировать. Поэтому больший зал Перми не требуется, таково и мнение театра», – утверждает Игорь Луговой.
Квартал преткновения.
Договор аренды на площадку перед въездом на Коммунальный мост, ограниченную улицами Попова, Окулова, Осинской и Монастырской, наиболее подходящей для реализации проекта, в пятом квартале в настоящее время пытается продлить компания «Авенида».
Договор аренды земельного участка для строительства между администрацией Перми и ООО «Проспект» был заключен 1 декабря 2005 года. На основании договора передачи прав и обязанностей арендатора от 21 октября 2013 года права арендатора земельного участка перешли к ООО «Авенида». Государственная регистрация договоров произведена в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 5 декабря 2014 года.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 59:01:4410005:1, разрешенное использование: под строительство зданий многофункционального назначения, что подтверждается кадастровой выпиской от 14 декабря 2015 года.
12 февраля 2014 года ООО «Авенида» выдано разрешение на строительство здания многофункционального назначения (жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, музеем Пастернака и подземной автостоянкой) в границах земельных участков 59:01:4410005:1 и 59:01:4410005:9, сроком действия до 10 июля 2016 года.
20 августа 2015 года зарегистрировано право собственности ООО «Авенида» на объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 13134,2 кв. м, заявленная степень готовности – 15%. Он расположен по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Окулова, 11, что подтверждается свидетельством серии АА 172278.
Также со стороны улицы Окулова в пятом квартале располагаются два жилых частных дома под номерами 12 и 13 с участками площадью 1608 и 438 кв. метров соответственно.
Для размещения новой сцены оперного администрация города Перми предложила четыре площадки: сквер «Разгуляй» по ул. Ленина (район Северной дамбы), квартал №5 по улице Окулова (набережная Камы), территория эспланады, квартал №48, ограниченный улицами Попова, Советской, Петропавловской и Осинской. Варианты размещения новой сцены предполагают не только строительство сцены, но и развитие всего прилегающего городского пространства, обеспечение транспортной доступности.