Город
  1. Город
 30 марта 2017, 16:00  

Размять извилины

Размять извилины
За полгода в Перми появились сразу несколько клубов интеллектуальных игр. В поисках новых развлечений пермяки «прокачивают» интеллект

Буквально за полгода пермский рынок обогатился новыми проектами в сфере развлечений. Подобно квестам, рынок захватили «барные викторины», в которых пермяки могут «поработать мозгами», провести время в компании да еще и получить призы. Сейчас в Перми действуют четыре проекта: «Интеллектуальная кухня», «Ботва», «Квиззард» и «Мозгобойня». В отличие от первых трех, которые являются разработкой пермских инициаторов, «Мозгобойня» – белорусский проект, а в Перми работает по франшизе.

Интеллектуальные игры формата «барных викторин» уже давно развиты за границей, в Москве такие проекты появились несколько лет назад, а в прошлом году это увлечение дошло и до Перми.

Игры проходят в ресторанах или барах и собирают более ста человек. Классическая «барная викторина» включает в себя семь раундов по семь вопросов. Все вопросы разной сложности, но они ориентированы вовсе не на знатоков, которые побеждают в «Что? Где? Когда?», а на команду и участников, которые готовы самостоятельно мыслить. Сегодня для пермяков такое времяпрепровождение воспринимается как способ развлечения, а для некоторых уже стало постоянным хобби.

«Сейчас масса способов провести время: кто-то любит театры, кто-то квесты. Но людям всегда интересно собраться компанией за каким-то общим делом, поэтому такой формат развлечения пришелся пермякам по душе, – говорит Павел Шевченко, руководитель проекта «Интеллектуальная кухня». До этого такой всплеск популярности был разве что у квестов».


Популярность «барных викторин» не преувеличена – каждая игра собирает до 200 человек.


«Нам кажется, что люди устали просто сидеть в кафе и кальянных, ничего не делая, это слишком однообразно. А такие игры совмещают активную работу мозга с общением в компании друзей и вкусной едой. Многим и правда не хватает какой-то азартной, игровой составляющей в жизни – на работе мы думаем о работе, в кругу друзей играем редко, а в рамках «барной викторины» можно и побороться за призы, и увлеченно искать ответы на вопросы», – объясняют руководители проекта «Ботва» Алексей Рудометов и Алена Усачева.

Кроме этого многие организации рассматривают такие игры как коллективные тренинги для сплочения команды.

«Интерес к викторинам объясняется и тем, что стремление к интеллектуальному развитию одна из потребностей человека. Впрочем, и многие директора фирм приводят сотрудников на игру как на командообразующий, интеллектуальный тренинг», — рассказывает директор по развитию интеллектуального клуба uniQum Дмитрий Красильников.

Популярность «барных викторин» не преувеличена – каждая игра собирает до 200 человек. А в пятницу и субботу количество участников достигает 400-450 человек, говорит Дмитрий Красильников.

Целевая аудитория интеллектуальных игр очень разновозрастная. Но в основном это люди от 25 лет и старше. Некоторые клубы при открытии сделали ставку на более солидный возраст, и это себя оправдало.

«При разработке проекта нам был интересен средний возраст участников 35 лет и выше. Так и получилось. Команды всегда очень разные. Есть такие, в которых играют родители и дети, причем старшему поколению 60, а детям 30. Бывает, приходят и с детьми школьного возраста, а иногда в команде все старше 50 лет. То есть такой формат развлечения интересен всем», – отмечает Павел Шевченко.

«Большая часть участников – в возрасте за 30 лет, но встречаются и младше. Конечно, это активные пермяки, ищущие необычные виды отдыха. Мы заметили: несмотря на то, что игры проходят в баре или ресторане, большинство не употребляет алкоголь», – добавляют организаторы проекта «Ботва».

«Команды дифференцируются не только по возрасту, но и сфере деятельности: есть команды по профессиональному признаку, студенческие команды, ну и, конечно, приходят семьями и просто компанией друзей», — добавляет Дмитрий Красильников.

Размять извилины

Фото: группа Вконтакте "Игра "Ботва Пермь".


Средняя стоимость участия в интеллектуальной игре в Перми составляет 300 рублей. Эта сумма для многих не столь существенна, и потратить ее на викторину не трудно.

«По исследованиям ученых, хобби – это последнее, на что люди сокращают расходы, поскольку это приносит радость. 300 рублей сейчас – незначительная сумма для развлечения, сравнимая, к примеру, с кино», – считает Павел Шевченко.

Игры проходят минимум один раз в неделю, некоторые клубы проводят и по две игры в неделю. В среднем на одну игру набирается 150 человек. Исходя из этого средняя выручка организаторов за одну игру составляет 45 тыс. рублей, а за месяц – 180 тыс. рублей при проведении одной игры в неделю. В эту сумму входят аренда ресторана, разработка вопросов и презентации игры, приглашенный ведущий, иногда и диджей, а также призы участникам.

Для ресторанов такое количество людей, конечно, увеличивает посещаемость. Но вот рост выручки – вопрос спорный. По словам организаторов игр, большинство участников викторины не заказывают алкоголь, и не все берут что-то съестное.

Размять извилины

Конкуренция и борьба за участников между клубами сегодня наблюдается, говорят эксперты. Однако пока она не такая уж острая, и говорить о насыщенности рынка рано.

«Конкуренция, на наш взгляд, чувствуется, но небольшая. Сегодня в Перми предлагаются разные форматы игр – какие-то для массовой аудитории: они рассчитаны не на «вассерманов», а на среднестатистического пермяка. Какие-то – на настоящих интеллектуалов: по стилю они напоминают «Что? Где? Когда?», их аудитория значительно более узкая. Плюс есть игры, где нужно только отвечать на вопросы, а есть те, которые дополнены развлекающим элементом. У этих двух категорий игр немного разная целевая аудитория. Пермский рынок еще только развивается, и многое здесь пока не представлено, так что точно есть куда двигаться дальше», – резюмируют Алексей Рудометов и Алена Усачева.


«По исследованиям ученых, хобби – это последнее, на что люди сокращают расходы, поскольку это приносит радость. 300 рублей сейчас – незначительная сумма для развлечения».


По словам участников рынка, по количеству «барных викторин» Пермь обогнала Екатеринбург. Это связано с тем, что многие интеллектуалы, занимавшиеся такими играми всерьез, уехали из столицы Свердловской области, а вот пермяки остались на малой родине и продолжили здесь заниматься любимым делом.

«Такое ощущение, что сейчас интеллектуальных игр у нас уже больше, чем в Москве, – размышляет Павел Шевченко. – В любом случае Екатеринбург мы точно обогнали. Сегодня там играется викторина «60 секунд», работающая по франшизе, а собственных проектов у них нет».

«В Екатеринбурге, возможно, меньше проектов, потому что люди, которые профессионально играли в спортивные варианты игр «Что? Где? Когда», «Свою игру» и тому подобные,. уехали либо в Москву, либо вообще за границу. Следовательно, активно развивать подобные проекты там некому. Пермяков, которые занимались спортивными вариантами интеллектуальных игр, осталось в столице Прикамья больше», – добавляет соруководитель проекта «Интеллектуальная кухня» Юлия Шевченко.

С одной стороны, рынок еще достаточно свободен. А с другой – сказать уверенно, что игры будут расти в такой же прогрессии, пока сложно, считают организаторы. Однако у проектов, заточенных на интеллект, есть свои варианты развития.

«Сложно сказать, насколько насыщен рынок и будут ли развиваться и множиться эти проекты дальше, – размышляет Юлия Шевченко. – Но сейчас очень много интеллектуальных форматов развлечений, причем не только игр: развиваются публичные научные лекции, научные бои. И эти форматы предназначены для одной целевой аудитории. Возможно, они будут как-то коррелировать между собой, что повлечет создание новых интеллектуальных проектов специально для этой аудитории, поскольку спрос есть».


Фото на главной: flickr.com.

Все новости компаний