Рынок доставки еды в Перми активно развивается. Если в ноябре 2015 года, по данным 2ГИС, таких сервисов насчитывалось 156, то в ноябре прошлого – уже 168. К маю 2017 года количество площадок за два года выросло на 23% и составило 193 точки доставки.
Популярность доставки еды на дом объясняется просто: люди экономят время на готовку дома. Некоторые эксперты говорят, что это связано с ростом интенсивности труда работающих, поэтому на «покушать» времени не остается.
«Доставка еды на дом, безусловно, набирает популярность. Главная причина в том, что темп жизни в городе изрядно вырос, поэтому у людей просто не хватает времени на то, чтобы сходить на обед в ресторан: многие предпочитают заказать пиццу или суши в офис. То же самое и в отношении приготовления еды дома. В какой-то степени можно говорить, что людям готовить лень, гораздо легче и не так затратно заказать еду на дом», – объяснил ведущий маркетолог службы доставки Pizzaman Express Олег Фадеев.
В Перми, да и вообще в России рынок доставки растет и за счет сложившейся культуры потребления: у нас принято есть дома, а поход в ресторан предназначен для значимого события или праздника.
«Доставка еды сейчас – самая актуальная история, которая будет развиваться в ближайшее время благодаря подходу к общепиту в России. В Пермском крае менее 10% населения постоянно предпочитает питаться в ресторанах, тогда как в Европе эта доля доходит до 50%, – отмечает ресторатор Анатолий Соколов. – При этом люди не очень любят готовить, особенно более молодые. Они хотят поесть быстро, вкусно, сытно и по возможности в комфортных условиях, все это удобно делать дома. Чтобы идти в ресторан, нужно презентабельно выглядеть, пригласить друзей. Мы ходим в ресторан для того, чтобы получать удовольствие, а на Западе ходят в ресторан, чтобы просто поесть».
Источник: 2ГИС.
Экономь, но ешь.
С падением реальных доходов населения на протяжении последних двух лет пермяки экономят буквально на всем. Но вот развлечения в эту категорию пока не попали. Такую особенность отмечают собственники квеструмов, спортивных секций и организаторы интеллектуальных игр. Вот и участники рынка доставки еды говорят, что люди могут себе позволить потратить 700-800 рублей на вкусную еду. По данным POSTER, за последние три года доля заказа еды на дом в России возросла на 3%. «Яндекс» подсчитал, что в среднем в месяц «доставку еды» в поисковике ищут 240 тысяч россиян, для сравнения – в 2015-м этот показатель составлял порядка 100 тысяч в месяц.
«Еще один фактор, влияющий на рост заказов у компаний по доставке еды на дом, – падение реальных доходов. В этих условиях потребители отказываются от крупных покупок – квартиры, автомобиля. А порадовать себя такими вещами, как вкусная еда, поход в кино и другие развлечения, – как раз то, на что пермяки пока не урезают расходы», – добавляет Олег Фадеев.
«Тренд обусловлен самыми разными факторами – как экономическими, так и психологическими. Доставка еды из ресторана на дом здорово экономит время на приготовление пищи, кроме того, создает ощущение «праздника», а ведь многие хотят побаловать себя вкусными блюдами, даже несмотря на сложное финансовое положение. Как правило, еда на вынос или на доставку значительно дешевле, при этом качество ее остается на высоком уровне», – рассуждает соучредитель компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов POSTER Родион Ерошек.
От пиццы до гречки.
На сегодняшний день конкуренция ощутима, но о том, что рынок насыщен, говорить рано, говорят эксперты. Правда, в одних сегментах, таких как пицца и суши, конкуренция более ощутима, а в других – игроки только формируют спрос.
«Мелкие игроки, которые открывают только одну площадку, для сетевых не являются конкурентами – все-таки каждая компания работает на свою целевую аудиторию. Что касается пиццерий, то конкуренция в этом сегменте разворачивается между местными проектами и федеральными игроками. С одной стороны, появление сильных игроков благоприятно сказывается на рынке – он развивается в лучшую сторону. С другой – рынок масштабируется, и с заходом на него новые игроки часто пренебрегают качеством продуктов в пользу снижения цен», – подчеркивает Олег Фадеев.
Потребители стали разборчивее, но и падение доходов сказывается: с одной стороны, пермяки хотят все и сразу: и пиццу, и суши, особенно когда собираются большой компанией.
«Появляется много игроков на рынке, которые совмещают две кухни. С другой стороны – потребители быстро привыкают к какому-то одному сервису по доставке еды, сказывается лояльность первого заказа. При активном росте рынка появляются не только многопрофильные доставки, но и узкие, специализирующиеся только на американской пицце на пышном тесте или, наоборот, только на итальянском варианте пиццы, – добавляет Олег Фадеев. – Потребитель очень критично относится к заведениям общепита: ошибки в этой сфере не прощаются – если клиенту что-то не понравилось, он быстро уходит».
Новые игроки на рынке будут появляться. Самый вероятный формат – развитие франчайзинговых проектов, поскольку здесь низкий входной барьер и уже имеется опыт работы в других регионах, считают участники рынка.
«Сегодня рынок в Перми еще недостаточно насыщен, новым игрокам есть где разгуляться. По сравнению с центральными регионами рынок доставки в Пермском крае не развит, – считает директор сети «Додо пицца» в Перми Александр Рабинович. – К примеру, здесь нет крупных международных сетей, а местные сети, такие как «Алендвик», не ставят доставку в приоритет».
Первыми ласточками рынка доставки стали суши и пицца. Глядя на оформившийся тренд, сервисом заинтересовались и рестораны формата fine dinning (так называемые рестораны высокой кухни). Одни эксперты считают, что введение дополнительной услуги скорее нужно для сохранения лояльности клиентов, другие – что для заведений это дополнительный заработок.
«Не все заведения общепита могут позволить себе доставку. Во-первых, это большая нагрузка на кухню – нужно успевать подавать заказы в ресторане и готовить на вынос. Во-вторых, это дополнительные затраты на логистику. К примеру, для небольших кафе это становится скорее издержками, не увеличивающими рентабельность», – считает Рамиль Письменский.
Самое важное для проектов по доставке еды – организовать правильную логистику, считают участники рынка. Самая частая жалоба потребителей – конечно, задержка доставки. «Как правило, у добросовестных компаний это случается только по праздничным дням и в меньшей степени по выходным, поскольку очень трудно спрогнозировать возможное количество заказов», – поясняет Олег Фадеев.
«В крупных городах самой большой трудностью при доставке становятся пробки. Голодные люди не готовы долго ждать еду, поэтому скорость доставки становится конкурентным преимуществом на рынке. Некоторые компании стараются ограничить зону доставки по районам, считая, что лучше привозить пиццу быстро», – добавляет Александр Рабинович.
Сегодня рынок наполнен в основном доставкой пиццы и суши, и пермяки к этому уже основательно привыкли, поэтому говорить о конкуренции с другими проектами сложно. Хотя сейчас успешно развиваются форматы по доставке здоровой еды, это обуславливается стремлением к здоровому питанию.
«Люди хотят быть здоровыми, особенно женщины. Поэтому стараются следить за своим питанием. Такой рацион популярен среди тех, кто хочет похудеть, следит за своим здоровьем, и среди спортсменов, – отмечает собственник проекта SMART-FOOD Рамиль Письменский. – Кроме того, многие просто не хотят самостоятельно готовить, в большей степени это относится к молодому поколению. Да и времени у деловых людей часто не хватает, чтобы стоять у плиты».
В Перми этот сегмент только формируется, поэтому о конкуренции говорить рано. Но тренд на появление новых проектов есть, в том числе и кафе, которые будут сочетать в себе современную кухню со здоровой пищей. «Если сравниваться с другими регионами, то ситуация схожая. Другое дело Москва. Здесь этот сегмент уже давно развился, и конкуренция достаточно ощутима», – добавляет Рамиль Письменский.
Клик – и пицца дома.
Потребители все чаще заказывают еду через мобильные приложения и сайты. По данным POSTER на 2016 год, 65% россиян пользуются сайтом или мобильным приложением для заказа еды, а доля колл-центров в заказах упала почти на 10%.
Еще один канал коммуникации – мультисервисы доставки еды, которые работают с ресторанами за процент. Самый известный – Delivery Club, идея которого скопирована с западного Foodpanda и сводится к объединению на одной площадке всех предложений ресторанов и кафе города.