По данным аналитического агентства «Автостат», за период с 16 апреля по 15 мая 2017 года цены изменили 16 автомобильных марок, официально продающихся в России. Среди брендов, представленных в Перми, подорожали отдельные модели Skoda и KIA. Чешская Skoda подняла стоимость модели Rapid в двух комплектациях на 0,8-1,9%. Прекратились поставки лифтбека Octavia и универсала Octavia Combi предыдущего поколения. Новые версии стали дороже на 1,7-3,4%. У корейской марки KIA седан Optima подорожал на 1,1-1,7%. Есть и обратные примеры: Ford уменьшил цену седана Mondeo на 2,3-3,3%, Volkswagen незначительно снизил цену седана Passat в одной из комплектаций.
По оценкам экспертов, рост цен на некоторые автомобили с начала года достиг 8%, машины подорожали на 2-8%. По мнению Алексея Тузова, независимого эксперта автомобильной отрасли, у части из них цена выросла из-за установленных терминалов ЭРА-ГЛОНАСС. «По многим брендам производители повысили цены. Основная причина их роста – изменение условий ввоза автомобилей на территорию РФ: сейчас все автомобили должны быть оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС. Нашего бренда это также коснулось, в зависимости от модели стоимость увеличилась на 15-40 тысяч рублей», – рассказал Денис Басмат, директор автоцентра Lucky Motors Nissan.
С 1 января 2017 года система экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС должна быть установлена на всех автомобилях, вышедших с конвейера и импортируемых в Россию (подробнее см. справку).
«Стоимость каждого теста составляет 10 тыс. евро, а общие расходы на сертификацию могут достигнуть 200-250 тыс. евро. На установку систем экстренного реагирования требуется приблизительно по 4 тыс. рублей на одну машину», – говорит Евгений Гришкевич, директор департамента по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр». Он делает вывод, что для машин массового сегмента – LADA, Hyundai, Renault, KIA, Nissan, Volkswagen и других – общая цена сертификации составит 14-17,5 млн рублей для каждой модели. Таким образом, бренды, продажи которых исчисляются на российском рынке в десятках тысяч единиц, в этом году могут подорожать в связи с установкой ГЛОНАСС на 1%, то есть в среднем на 7200 рублей. Более значительно вырастут цены на премиум-класс и авто тех брендов, объемы продаж которых в России менее 1000 единиц в год – например, таких как Chrysler. По мнению эксперта, их стоимость может вырасти в пределах 11,5%.
Игорь Хереш, директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1» (компания входит в ГК «Ренова», создана для развития сервисов на основе навигационных технологий), не видит прямой связи между классом автомобиля и величиной возможного подорожания. «Машины массового сегмента продаются в большом количестве, но у них невысокая маржинальность. У авто представительского класса куда меньший объем продаж, но маржа больше. Я не исключаю, что премиальные бренды могут сдержать рост цен, покрыв расходы на систему ГЛОНАСС за счет сокращения маржинальности», – пояснил он.
Закон о системе ЭРА-ГЛОНАСС предусматривает несколько этапов внедрения системы. Ожидается, что к 2020 году ее установка станет обязательной для всех автомобилей в стране. Водители и сейчас могут оснастить ей свой автомобиль. За это необходимо заплатить 23-30 тыс. рублей.
По мнению Игоря Хереша, в процессе развития системы АО «ГЛОНАСС» предложит пользователям системы платные услуги. «Мы ожидаем появления коммерческой линейки продуктов на базе модуля ГЛОНАСС. Это может быть услуги мониторинга передвижения транспорта, охранная сигнализация и т.д.», – пояснил он.
22 боевых вызова.
Как рассказали Business Class в пресс-службе АО «ГЛОНАСС», с 1 января по 18 мая 2017 года системой ЭРА ГЛОНАСС было принято и обработано 2260 вызовов Пермском крае. Из них 22 потребовали реагирования экстренных служб. С помощью автоматической системы информация о произошедшем ДТП – координаты, данные об автомобиле, степень тяжести аварии – передается в пункт диспетчерской службы «Системы-112» в течение 10 секунд. Вызов экстренных служб происходит не только в случае возникновения ДТП: автомобилисты могут самостоятельно нажать «тревожную кнопку» в любых ситуациях, когда на дороге появляется угроза для жизни и здоровья как самого водителя, так и пассажиров.
Без установленного терминала с «тревожной кнопкой» автовладельцы не смогут получить техпаспорт на новый автомобиль. Для получения разрешения на установку системы ЭРА-ГЛОНАСС в машины своей модели производителям необходимо провести минимум два краш-теста автомобиля. Дополнительные расходы требуются также на получение сертификата и установку терминалов на каждый автомобиль.