На минувшей неделе в краевом арбитраже состоялось первое заседание по делу о банкротстве ООО «Компаунд Живаго», застройщика одноименного жилого комплекса. Представитель ответчика сообщил, в компании нет средств на достройку зданий, и пообещал найти заемные средства на завершение объекта.
Напомним, что в 11 мая один из бывших дольщиков жилого комплекса «Компаунд Живаго» подал иск о несостоятельности застройщика. Истец обосновал требование наличием задолженности компании после разрыва договора долевого участия в размере более 1,5 млн рублей. Долговые обязательства застройщика подтверждены решением Кировского района суда.
В суде представитель девелопера попросила отложить судебное разбирательство в целях мирного урегулирования спора. По ее словам, у компании имеются должники, которые еще не оплатили приобретенные в жилом комплексе доли, однако не могут это сделать из-за судебного запрета на регистрационные действия.
«Они готовы заплатить, когда исчезнут все препятствия. Мы уже подали заявление в Кировский суд об отмене обеспечительных мер по аресту имущества, и после его удовлетворения мы сможем удовлетворить требования истца», – рассказала представитель ответчика. Еще одним источником погашения долга перед истцом может стать дебиторская задолженность компании генподрядчика «Урал-Билдинг», который обязан вернуть часть не отработанного аванса за строительство объекта.
Судья уточнила, ведется ли сейчас строительство жилого комплекса, и в какой срок застройщик планирует его завершить.
«Сейчас срок сдачи комплекса в эксплуатацию назначен на четвертый квартал текущего года, однако он будет перенесен. В данный момент строительство не ведется, так как у застройщика нет средств», – рассказал представитель ответчика. По его словам, ООО «Компаунд Живаго» ищет инвестора и планирует привлечь заемные средства банка «Урал ФД». В качестве залога банк получит права требований еще не купленных квартир в недостроенном доме.
Дольщики сомневаются, что компании удастся достроить жилой комплекс. «В некоторых объектах достраивать фактически нечего – где-то вбиты свои, в других местах только вырыт котлован. Очевидно, что у застрощийка денег нет – о чем можно говорить, если они не могут найти 1,5 млн рублей?», - рассказала одна из дольщиц жилого комплекса. По ее словам, часть дольщков надеется возместить потраченные средства за счет страховки.
Другой дольщик рассказал, что участники строительства надеются привлечь к объекту инвестора. «Во всех четырех секциях жилого комплекса около 560 квартир. Из реестра мы узнали, что 120 квартир принадлежат дольщикам, около 80 – партнерам «Классика». То есть остаются еще 360 квартир, которые можно продать», – рассуждает он.
Сейчас дольщики из «Компаунда Живаго» уже подали заявления в краевую прокуратуру и министерство строительства и ЖКХ с требованием проверить деятельность и текущее финансовое состояние компании-застройщика.
«На самом деле пока много хаотичных решений. Планируем обратиться во все инстанции вплоть до президента. Есть некоторые вопросы к минстрою – ведь они должны каждый месяц получать отчет от организаций, строящих по договорам долевого участия», – рассказал участник строительства.
Он подтвердил, что в случае признания компании банкротом, большая часть дольщиков будет добиваться страховых выплат. «К сожалению, насколько мы знаем, с 2014 года никому ничего в подобных ситуациях выплачено не было. Дольщикам «Первого Пермского микрорайона» было предложено создать жилищно-строительный кооператив. Сейчас вообще непонятно, чем дольщик отличается от пайщика: получается, что люди, купившие площадь по договору долевого участия, ничем не защищены», – сетует дольщик «Компаунда Живаго». На вопрос, не опасаются ли дольщики повторения ситуации с «Первым Пермским микрорайоном», он ответил кратко: «Не хотим думать об этом. И даже не знаем, как себя вести, почему-то никто не хочет нас защитить и помочь».
Закон не защитит.
Директор Центра недвижимости и права «Белые ночи» Евгений Мезин считает инициирование банкротства застройщика, остановившего возведение жилого дома, логичным шагом.
Евгений Мезин, директор центра недвижимости и права «Белые ночи»:
– Дольщик вправе заявить в арбитражный суд по делу о банкротстве застройщика требование о передаче жилых помещений (если строительство дома завершено) или денежное требование. Его размер равен реальному ущербу, который должен оценить независимый оценщик. Именно после признания компании банкротом можно рассчитывать на возврат средств. Шанс невелик, но он есть.
Возможным путем завершения строительства, по его мнению, является создание ЖСК, который возьмет на себя обязательства застройщика и достроит дом. Однако, принимая решение о его создании, необходимо учитывать стадию готовности дома. «Если дом на стадии котлована или построено только несколько этажей, организация кооператива нецелесообразна. Если же дом почти достроен, то ЖСК – хороший вариант», – считает г-н Мезин. В любом случае, добавляет он, дольщикам нужно готовиться к дополнительным тратам.
Напомним, что иски о несостоятельности также поданы к двум жилищным строительным кооперативам, реализующим еще один проект АО «Классик» – жилой комплекс «Триумф». Как и в случае с «Живаго», исковые заявления подали участники строительства, чтобы в приоритетном порядке вернуть вложенные средства. Строительство этого жилого комплекса осуществляется ЖСК и входящими в его состав пайщиками.
Как отмечают эксперты, в обоих случаях граждане приобрели площади на стадии строительства объектов. Однако с юридической точки зрения при банкротстве застройщика дольщики «Компаунда Живаго» имеют больше прав и возможности, чем пайщики «Триумфа».
Читайте также: Министерство строительства и ЖКХ Пермского края представило вариант системного механизма достройки проблемных объектов и список категорий граждан, которые могут рассчитывать на субсидии из краевого бюджета. Объясняем, кто из дольщиков проблемных объектов получит субсидию, как рассчитывается ее размер, и как будут достраивать дома.
Во-первых, отношения между дольщиками и застройщиком регулируются федеральным законодательством. Пайщики никак не связаны с застройщиком – юридически зафиксированы только их отношения с кооперативом, которые регулируются внутренними документами.
Во-вторых, в договоре долевого участия прописаны гарантии обязательств застройщика сроком не менее пяти лет. В случае недобросовестности застройщик обязан вернуть дольщику вложенные денежные средства, что обеспечивается банковской гарантией либо страхованием гражданской ответственности.
В случае с пайщиками заказчиком строительных работ является ЖСК. При обнаружении каких-либо недостатков, допущенных при возведении объекта, устранять их будут пайщики за счет собственных средств. В случае недобросовестности ЖСК получить назад денежные средства достаточно проблематично, так как порядок возврата денег определяется кооперативом, а не законодательством.
По признанию Евгения Мезина, ни одна из схем приобретения жилья «не дает покупателю стопроцентной гарантии». Самый надежный способ избежать обмана – обращаться к проверенным застройщикам, однако и в этом случае вероятность потерять средства не исключена.