Руль за рубль
В Перми на этой неделе впервые опробуют новые правила отбора автобусных перевозчиков. Теперь главный критерий – цена. Ранее муниципалитет ориентировался на качество подвижного состава.
Глава комитета по городскому хозяйству пермской думы Вячеслав Григорьев пояснил Business Class, что новые правила связаны с изменением федерального закона. Сейчас муниципалитеты обязаны, если они устанавливают цену на билеты, выбирать перевозчиков городского транспорта на аукционах. Хотя ранее в Перми проводили конкурсы. Депутат отметил, что требования к возрасту транспорта, низкопольности и экологичности – все еще приоритетны для Перми.
При этом некоторые перевозчики знают, что в администрации ходят разговоры о том, чтобы вычеркнуть из перечня требований критерий «срок эксплуатации транспорта», потому что, если автобус прошел техосмотр, значит, он должен быть пригодным для перевозки пассажиров.
«Конечно, некоторым депутатам хотелось бы сохранить критерии, – сказал генеральный директор НП «Единый союз перевозчиков» Михаил Ухватов, – но, к сожалению, есть федеральный закон, и даже разъяснение прокуратуры о том, что на аукционе все определяет цена».
В департаменте дорог и транспорта заверили, что все необходимые изменения уже внесены в решение гордумы №96: «Первичным требованием аукциона действительно будет цена. Тем не менее в Перми действует документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам, в соответствии с которым к транспортным средствам предъявляют критерии экологичности, низкопольности, резерва и возраста».
В графике закупок департамента дорог и транспорта говорится, что вскоре необходимо выбрать извозчиков на маршрутах №60 «ДДК им. Кирова – площадь Комсомольская» и №43 «Северное кладбище – Драмтеатр». Ранее с предпринимателями подписывали временные договоры, которые закончились. Также по этим маршрутам есть решения судов о том, что мэрии нужно заново подписать контракты.
Начальная цена контракта на первый и второй лот – один рубль. Деньги победителю заплатят из бюджета, также подрядчик получит и выручку от билетов.
Правила электронной площадки, на которой проходят аукционы, позволяют опустить цену – до минус 100 тыс. рублей. В таком случае уже победитель должен перечислить в бюджет деньги за право возить пассажиров. Если качество автопарка компаний, занявших первые два места в аукционе, не устроит чиновников, то тендер будет проведен вновь.
Перевозчик Александр Стерлягов считает, что форма аукциона плоха для регионов. «Я думаю, что на федеральном уровне нужно дать местным властям право выбирать: проводить конкурс или аукцион», - полагает г-н Стерлягов.
Клановая конкуренция
У пермской мэрии есть план проведения аукционов на три года, следует из графика заключения муниципальных контрактов. В 2018-м истекают договоры на пяти маршрутах – 3, 17, 33, 36, 62, по остальным – в течение следующих двух лет. Однако в связи свозможной отменой регистрации автобусов вполне вероятно, что в 2018 году предстоит переиграть и действующие контракты.
Как уже сообщал «bc», управление ГИБДД по Пермскому краю аннулировало регистрацию 101 пассажирского автобуса. После этого департамент дорог и транспорта попытался прекратить действие договоров с перевозчиками. Но этого сделать не удалось, поскольку предприниматели подали заявления в арбитражный суд и потребовали от дорожной полиции не снимать транспорт с учета. Начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Илья Денисов предполагал, что суды продлятся примерно полгода.
В дорожной полиции Business Class пояснили, что в начале года в краевое ГУ МВД поступило несколько обращений от гражданина, просившего проверить, каким образом на автобусы выданы свидетельства о повышенном экологическом классе. Согласно информации из судебных дел, эти документы перевозчики получили от московского института «ЭВМаш». Полиция запросила сведения об этом учреждении в Росакредитации и Росстандарте. И им ответили, что организация не могла сделать транспорт более экологичным, поскольку не имела нужной аккредитации.
Business Class выяснил, что гражданин, подавший заявлению в полицию, – бывший перевозчик городских маршрутов. «Я собирал документы, ездил в Москву (в НИИ «ЭВМАШ»), где меня заверили, что никаких документов не выдавали, – сказал директор ООО «Союзтранс» Сергей Фофанов. – Потом все бумаги положил на стол в правоохранительные органы. Процесс пошел, но на это потребовалось два года».
На телефонные звонки и на запрос по электронной почте Business Class в НИИ «ЭВМАШ» не ответили.
Призрак парка
Претензии к техпаспортам автобусов впервые возникли во время конкурсов. Однако тогда в дело вмешалось УФАС по Пермскому краю. Чиновникам разъяснили, что проверять технические документы на транспорт – дело ГИБДД.
Затем летом 2016 года, прокуратура Перми требовала от сити-менеджера Дмитрий Самойлова разорвать контракты с перевозчиками, ссылаясь на недостоверные сведения в технических паспортах автобусов об экологическом классе. Однако тогда чиновники провели через думу корректировку соответствующего нормативного документа, и этот пункт исчез. Хотя похожий сохранился в договорах между перевозчиками и транспортным департаментом.
Сейчас разорвать контракты можно. Но департамент дорог и транспорта ждет решение суда. При этом в мэрию уже вызвали перевозчиков и предупредили, что вскоре сотрудничество администрации с их некоторыми конкурентами, возможно, предстоит прекратить. Эту информацию Business Class подтвердили в пресс-службе департамента дорог и транспорта. Источник издания добавляет, что на той встрече перевозчики огласили мэрии информацию о количестве резервных автобусах в их парках. Впрочем, в департаменте не против «простить» перевозчиков, если они купят новые автобусы соответствующего экологического класса.
«Городские перевозки – экономически нецелесообразны, поэтому ждать нового игрока, наверное, бессмысленно, – рассуждает гендиректор НП «Единый союз перевозчиков» Михаил Ухватов. – Но может кто-то зайдет не за деньгами, а ради пиара. Всякое может быть».
Ранее городские чиновники и депутаты говорили, что думают над созданием муниципального парка, речь шла как раз о 100 автобусах. На это, по предварительным оценкам, потребуется 1 миллиард рублей.
Если городской парк возродят, то часть автобусов отправят на дороги (для этого тоже потребуется выиграть аукцион в конкурентной борьбе), а другую будут держать в резерве. «Иметь такой резерв – это необходимость, например, в случае экстренного расторжения договора с перевозчиком или его внезапного ухода с рынка, поскольку до момента завершения всех процедур по выбору нового перевозчика может пройти до шести месяцев», – передал через пресс-службу глава департамента транспорта Илья Денисов.