12 октября состоялось заседание градостроительного совета Перми. В его обновленный состав вошли специалисты городского планирования, экологии, творческих, общественных и экспертных организаций, депутаты, почетные архитекторы и другие заинтересованные лица. Провел заседание Градостроительного совета глава Перми Дмитрий Самойлов.
На повестке дня – стратегически-важный вопрос об установлении предельных параметров высотности на территории Перми. Члены совета поспорили о том, где в городе должна преобладать высотная застройка, обсудили перспективы развития эспланады и превращения ее в городское ядро с высотной застройкой поблизости, обозначили проблемы, которые создает ограничение параметров высотности, например, для реновации территорий.
С основным докладом выступил Дмитрий Лапшин, первый заместитель начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации – главный архитектор города. Он напомнил, что удачное сочетание высотных акцентов формирует панорамный силуэт города. А в мировой практике такая застройка чаще всего сосредоточена в центре и привлекает к себе большой поток людей. Для наглядности докладчик продемонстрировал фотографии Лондона, Парижа и других крупных городов, известных удачными градостроительными решениями. Постепенно примеры стали более близкими к нашей действительности и дошли до Екатеринбурга, где популярное здание «Высоцкий» совершенно меняет внешний облик городского ядра, делает его более современным. «Практически в каждом городе есть здания, доминирующие над сложившейся застройкой. Если это решение взвешенное – они становятся не только элементами притяжения для жителей, но и формируют лицо города», – отметил Дмитрий Лапшин.
По его словам, в Перми преобладает разрозненная застройка, которая создает высотные провалы и мешает панорамному восприятию. Этому способствовало и противоречие между разными градостроительными документами города. Например, согласно Генплану размещение кластеров высотной застройки предполагается в центре. Но Мастер-план предполагает дифференцированную застройку центра. «Та территория, которая обозначена в генплане как место наибольшей активности для размещения высотных зданий в мастер-плане имеет предельный параметр высотности 20 метров», – рассказал о противоречиях Дмитрий Лапшин.
Он напомнил, что в материалах мастер-плана есть определение, где приоритет отдается среднеэтажной застройке на территории всего города, но при этом акцентируется положение о необходимости расширенной процедуры согласования, предшествующей выдаче разрешения на строительство для домов выше 35 метров и выше 50 метров.
По словам Дмитрия Лапшина, сейчас в Перми отсутствует понятие «сити», которое распространено в других городах, например, знаменитый Москва-сити. Создание высотных акцентов в региональном центре имеет другой характер. «Развитие высотного кластера Эспланады и улицы Попова может быть оправдано стратегическим значением эспланады, как общественного пространства общегородского значения, ролью коммунального моста, который соединяет оба берега в центре города и наличие развитой сети общественного транспорта. Высотные здания, окружающие эспланаду подчеркнут значимость этого места, как городского ядра. Высотный кластер обозначит въезд в центральный планировачный район с северной стороны. Таким же въездом является территория Перми II, скоростная магистраль Чкалова – там тоже логично расставить высотные акценты», – высказал свою позицию Дмитрий Лапшин.
Источник: администрация Перми
По итогам доклада он вынес на обсуждения градсовета два варианта высотного регулирования в зависимости от территориального положения. За границами центрального планировочного района докладчик предложил строить здания высотой не более установленной генпланом и мастер-планом, а в границах этого района создать особое высотное регулирование. Последнее предусматривает градостроительное и архитектурное регулирование с соблюдением конкретных требований к градостроительному и архитектурному облику в границах отдельных подзон, которые будут рассмотрены на градсовете. Докладчик предположил, что такими подзонами могут выступить территории историко-культурного наследия, границы которых определены мастер-планом (предельная высота не более 20-22 м), территории размещения высотных акцентов от 50 м до 100 м и территории размещения высотных акцентов от 100 м до 150 м в соответствии с градостроительными документами.
Второй вариант предполагает установку параметров предельной высоты на всю территорию Перми с учетом положений мастер-плана и генерального плана, а в границах территории центрального планировочного района выделить пять зон параметров предельной высоты: не более 20-22 м в границах территории историко-культурного наследия; от 50 до 100 м; от 100 до 150 м; не более 20-22 м; не более 50 м. Исключением служат территории со сложившейся высотной застройкой.
Желающих задать докладчику вопросы оказалось очень много. Первой свои сомнения высказала Елена Гонцова, начальник государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края. Она отметила, что в европейских городах, которые г-н Лапшин приводил в пример, сити-центры организованы не в планировочном центре города, к тому же застройка эспланады создаст большие проблемы для транспортной сети. Неясным осталось и назначение предполагаемых высоток в этом месте. В ответ на последний вопрос докладчик уточнил, что здания предполагаются смешанного назначения.
В обсуждение вмешался Дмитрий Самойлов, глава Перми. «Я предполагаю, что в докладе говорится не о застройке всех трех кварталов эспланады зданиями в 150 метров высотой. В большой степени речь идет о возможности высотного оформления склона ул. Попова – Коммунальный мост», – разъяснил г-н Самойлов.
Он предположил, что в планировочном центре города будет логичным разместить высотные здания четырех- пятизвездочных гостиниц. Кроме этого, глава города акцентировал внимание членов градсовета на острой проблеме реновации территории, для решения которой необходимо создавать привлекательные для застройщиков условия.
С ним согласился Николай Демкин, генеральный директор АО «ПЗСП», депутат Законодательного Собрания Пермского края. «Необходимо проанализировать ограничение высотности в пределах шести этажей в тех территориях, которые застроены сейчас подлежащими сносу двухэтажным домам. Если экономика не будет работать, ни один инвестор не возьмется за снос ветхих строений, следовательно, нагрузка на бюджет города и края серьезно возрастет. Очень много двухэтажек около порохового завода, «Камкабеля», в микрорайоне Владимирский. Скоро мы все почувствуем масштаб этой проблемы. Президент РФ будет жестко требовать исполнение программ по сносу ветхих строений», – отметил Николай Демкин.
Обсуждение вопроса расселения ветхого жилья подытожил Дмитрий Самойлов. Он напомнил, что в городе сейчас более 400 тыс. квадратных метров аварийного и ветхого жилья. «Из муниципального бюджета каждый год выделяется более миллиарда рублей ежегодно. Мы расселяем такими темпами, какими не расселяли никогда – 20-25 тыс. квадратов – 2-2,5 тыс. человек ежегодно. А надо успевать в 3-4 раза больше. Без муниципально-частного партнерства мы эту задачу не решим. Решение этого вопроса поставим на контроль департамента градостроительства и архитектуры, а не управления жилищных отношений, соответствующие изменения будут внесены до конца года. После сегодняшнего заседания градсовета сформируем четкое поручение в адрес ДГА – действия связанные с моделированием территорий с двухэтажным ветхим жильем воспринимать, как первоочередную стратегическую задачу», – сообщил Дмитрий Самойлов.
В ходе обсуждения предложена идея рассчитывать параметры высотности с учетом рельефа местности. Из-за его разнообразия в городе часто можно не заметить девятиэтажку за пятиэтажкой. «По моему мнению, однозначно рельеф местности должен учитываться, ведь это особенность Перми и ей нужно пользоваться. В протоколе сегодняшнего заседания стоит поручение в адрес Дмитрия Лапшина – определить ключевые видовые точки города и предположить, каким образом их можно развивать», – сказал Дмитрий Самойлов.
Члены заседания посетовали на то, что в Перми нет ни одного объекта, который стал бы «визитной карточкой» города. По мнению некоторых из них, последним привлекательным объектом, заметным на панораме города стали дома-паруса на берегу Камы. Дмитрий Лапшин отметил, что в случае установления зон особого регулирования, застройщикам придется тщательней продумывать проекты, привлекать архитекторов, чтобы получить разрешение на масштабный проект. Тогда будет больше шансов, что знаковые для города объекты построятся. «Главное преимущество концепции, которую я предложил, появление возможности градостроительного и архитектурного регулирования и предъявления требований к зданиям, которые будут появляться в центре. На данный момент у нас нет для этого никакого инструмента ( если это не муниципальный инвестиционный проект), влиять на вопросы, которые в частном проекте решает девелопер. Сейчас мы не сможем добиться тех самых знаковых зданий», – объяснил Дмитрий Лапшин.
Члены градсовета напомнили коллегам, что город строился без учета перспективы появления высоток, поэтому сеть водоснабжения и водоотведения не рассчитана на дома выше 11 этажей. При появлении таких домов необходимо перекладывать трубы в целой зоне. Дмитрий Самойлов сообщил, что работа по развитию инженерной инфраструктуры города сейчас активно ведется и этот процесс продолжится. «Накопленный отложенный спрос сегодня измеряется десятками миллиардов рублей. В этом году было много раскопок и они продолжаются. Это связано со сменой теплотрасс. Сетевики получили 600 млн рублей на проведение таких работ. В ходе заседаний градсовета мы продолжим обсуждение вопросов инженерной инфраструктуры», – обозначил г-н Самойлов.
Подводя итоги заседания, он признался, что изначально оценивал предлагаемый проект как «спорный». «Еще на этапе обсуждения вынесения этого вопроса на градсовет, я сразу предложил вычеркнуть три территории, предполагающие высотное развитие, потому что экономическое состояние города и страны не позволит нам «вытянуть» сразу три «сити». Еще раз отмечу, что застраивать эспланаду мы не предлагали. Внимание градсовета было сосредоточено на территории эспланады, улицы Попова, которые примыкают к берегу Камы. А набережная, как вы знаете, одна из главных частей подготовки города к 300-летию», – объяснил Дмитрий Самойлов.
В завершение, градсовет рекомендовал ДГА с учетом услышанных замечаний и предложений провести детальный анализ и доработанное предложение по инструментам высотного и архитектурного регулирования предоставить на следующем заседании.Читайте также: Депутаты вместе с администрацией Перми обсудили цели и задачи Генерального плана города. Участники круглого стола пришли к выводу, что генплан должен соблюдаться неукоснительно, а контролировать его исполнение должен один человек.