19 октября в Перми состоялись публичные слушания по проекту бюджета Пермского края на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. На встречу собрались как непосредственно «виновники» события – депутаты Законодательного собрания Пермского края совместно с представителями правительства, так и широкая общественность: преподаватели, врачи, учителя, студенты, жители края.
«По просьбе правительства и губернатора второе чтение было перенесено на ноябрь. Первое чтение мы проводим 26 октября. Это решение принято не просто так, но с благими намерениями – создать возможность правительству заниматься подготовкой бюджетной росписи и всех внутренних документов и актов, чтобы уже с 1 января, как только закон о новом бюджете вступит в силу, сразу же по конечным адресам пошли трансферты и платежи, чтобы динамика освоения бюджета была максимально высокой», – подметила важность даты проведения слушаний глава комитета по бюджету ЗС депутат Елена Зырянова.
За полтора часа представителями легислатуры и исполнительной власти края было запланировано представить собравшимся сложившуюся бюджетную картину края наиболее полно – от общих моментов до конкретных деталей. Ольга Антипина, первый заместитель председателя правительства Пермского края, представила собравшейся общественности стратегические моменты планируемого бюджета. Согласно им, на данный момент в регионе инфляция находится на отметке в 4% – иными словами, на невысоком уровне. Это является, с одной стороны, большим плюсом, а с другой – говорит о том, что можно допустить чуть больше бюджетных трат для реализации различных важных краевых проектов. В целом же, лейтмотивом планируемого бюджета остаётся стабильность и предсказуемость, ведь для столь важной сферы деятельности региона чрезвычайно важно иметь твёрдую почву под ногами, иметь возможность с уверенностью сказать, что ждёт Прикамье за ближайшим поворотом.
Затронута была тема фискальной политики, основными направлениями которой были выделены стимулирование инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, увеличение доходной базы бюджета, усиление роли имущественных доходов, справедливость в распределении налоговой нагрузки и постоянная оценка эффективности предоставляемых налоговых льгот.
Стоит отметить, что в налоговой сфере края появляется новая опора. Если раньше ее роль играли два важных сбора – налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, в совокупности составляющие свыше 70% доходов бюджета, то теперь к ним прибавляется третья составляющая – налог на имущество организаций, который позволит существенно увеличить доход краевого бюджета. Так, на сегодняшний день ожидаемый доход за 2017 год – 94,5 млрд рублей, но уже в 2018 прогнозируется увеличение до 115,6 млрд рублей, а в плановом периоде к 2020 году и вовсе до 122,8 млрд рублей.
План грядущего бюджета буквально сосредоточен вокруг социально важных программ и проектов, среди которых и улучшение инфраструктуры края, благоустройство, обновление и улучшение материально-технической составляющей объектов муниципальной и государственной собственности.
Среди инфраструктурных проектов министр транспорта Николай Уханов во время своего доклада особенно выделил завершение строительства Восточного обхода города Перми, обхода города Чусового, а также строительство моста через Чусовую и продолжение создания дороги Березники – Соликамск и обхода посёлка Куеда. В целом эта сфера бюджетных затрат достигнет своего пика в трёхлетний период – по причине запланированного погашения всех задолженности перед дорожным фондом края.
«По итогу слушаний мы видим, что на сегодняшний день в крае сохраняется тенденция «социально направленного бюджета». В общей доходной части отображена даже доля увеличения процентного содержания социального направления – до 75%. В бюджете Прикамья средства сейчас запланированы на всю социальную сферу. В денежном выражении она возросла на 16%, или на 60 млрд рублей. То есть на сегодняшний день можно гарантировать, что все социальные обязательства, взятые на себя краем (как федерального уровня, так и собственные инициативы), будут исполняться в полном объеме. Также важно отметить факт увеличения финансирования по очень животрепещущей теме, которой в течение целого года было посвящено множество обсуждений – системе здравоохранения, а именно – на увеличение финансирования и строительство объектов системы здравоохранения, улучшение их материальной базы. Причем как в городах, так и в сельской местности. А это и дополнительные фельдшерско-акушерские пункты, и строительство новых поликлиник», – даёт свою оценку социальной направленности обсуждаемого проекта бюджета председатель комитета по социальной политике ЗС, депутат Сергей Клепцин.
И действительно, если углубиться в цифры, можно обнаружить, что на развитие системы здравоохранения, а именно на строительство новых ФАП, больниц и поликлиник выделяется 6,9 млрд рублей. Также активно будет продолжена реализация программы «Земский доктор», к которой прибавится программа похожего направления под названием «Земский фельдшер», ее также будут поддерживать региональные власти.
Бюджет наряду с социальной ориентацией будет носить характер развивающего для края, стимулирующего инвестиционный рост в регионе. По сравнению с прошлым годом общий объём бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы планируется увеличить более чем в 2,5 раза.
Также на 2018 и на период 2019-2020 годов в бюджете запланирована новая веха развития трансфертной политики края, которая должна стимулировать муниципалитеты становиться сильнее и самостоятельнее, чтобы оказаться крепким подспорьем и базой для проведения различных программ развития региона: от улучшения инфраструктуры до развития культурных брендов Прикамья. А пока на трёхлетний период муниципалитетам запланировано передать порядка 3,4 млрд рублей на реализацию строительства школ и детских садов на своих территориях.
«Надо сказать, что сегодня бюджет Пермского края рассматривается в условиях наметившегося роста российской экономики на фоне снижающейся инфляции, и по объему он больше, чем предыдущий. Это не приведет к увеличению дефицита. Очень важным трендом стало то, что, несмотря на сохранение социальной основы и выполнения всех обязательств, взятых на себя федеральной и региональными властями перед обществом, этот проект можно назвать и бюджетом развития. И такая тенденция появляется впервые за последние годы. Дело в том, что социальная и дорожная инфраструктура в последние годы была недофинансирована. Эта ситуация будет изменена в рамках исполнения основного финансового документа, который мы рассматривали сегодня. Более того, губернатором поставлена задача выхода на бездефицитность по итогам 2020 года. Всё это позволяет нам охарактеризовать бюджет, который мы сегодня рассматривали, как бюджет развития без потери социальной направленности при сокращении дефицита», – резюмирует итоги слушаний депутат ЗС Георгий Ткаченко, заместитель председателя комитета по бюджету.