В рамках проекта «Кухня набережной» представители городской администрации, предприниматели и эксперты обсудили бизнес-привлекательность набережной Камы.
«Интересы бизнеса – один из главных векторов, определяющих развитие набережной. Если городские сообщества говорят, что именно хотят здесь увидеть, бизнес отвечает на вопрос, как это будет организовано», – открыла встречу директор центра «Грани» Светлана Маковецкая.
Участники обсуждения отметили две главные проблемы набережной, препятствующие длительной и круглогодичной работе бизнеса: низкий трафик в зимнее время и транспортная недоступность.
Представитель сети кофеен и эспрессо-баров Cup by Cup заявил, что компания готова рассмотреть площадку только для размещения киосков в формате «напитки с собой» либо сезонных кафе – при условии, что будут оборудованы коммуникации.
Заместитель председателя Пермской городской думы Алексей Грибанов отметил, что парламентарии сейчас принимают проект городского бюджета, и нужно понять, какой объем средств по развитию набережной возьмет на себя город.
Я вижу, что бизнес заходит сюда очень осторожно. Рисков действительно много: погодные условия, отсутствие подъездов, узкое пространство. Люди сейчас мобильные, привыкли ездить на машинах. Надеюсь, подъезд появится, когда мы уберем железную дорогу – это решит и вопрос с коммуникациями.
Один из гостей обратил внимание депутата на нехватку парковочных мест в этой части города. Татьяна Гудзь, доцент кафедры архитектуры и урбанистики ПНИПУ, возразила, что вместо строительства новых парковок в центре города нужно развивать общественный транспорт. Ее поддержали и другие участники встречи.
«Как автомобилисту мне кажется, что центр города должен постепенно разгружаться от машин. Нужно сделать так, чтобы людям было удобно добираться до набережной на общественном транспорте – например, увеличить количество остановок», – считает один из экспертов.
Нужен эксклюзив.
Новую тему дискуссии ввел начальник департамента культуры и молодежной политики городской администрации Вячеслав Торчинский. По его мнению, бизнес «в чистом виде» на набережной существовать не может, потому что здесь нет необходимых составляющих рынка: потока потребителей, постоянного спроса, стабильной доходности.
«Команда, которая работает над развитием набережной, воспринимает ее как социокультурный объект. Возьмем ситуацию, что мы построили новый театр с прекрасным интерьером, обустроили кафе, но спектакли в нем не ставим. Будет кто-то в него ходить? Набережной тоже нужны свои «спектакли», и задача проекта «Субботы на набережной» как раз заключалась в содержательном наполнении этого пространства. Сейчас элементы бизнеса рассматриваются здесь как составная часть событийного процесса, поэтому государству придется разработать инструменты поддержки предпринимательской активности. За спектакль мы платим деньги, но ни один театр не может существовать без внешних инвестиций», – рассказал чиновник.
По его мнению, самостоятельный бизнес, не требующий финансирования, может появиться здесь только спустя некоторое время, когда люди привыкнут к новой набережной и будут проводить здесь больше времени. Для этого пространство должн стать уникальным, аналогам которого больше нет в городе – как светомузыкальный фонтан у драматического театра. Пока этого не произошло, государству придется поддерживать бизнес.
Татьяна Гудзь, доцент кафедры архитектуры и урбанистики ПНИПУ:
«На мой взгляд, бизнес стоит разместить на верхней части набережной. Улице Монастырской сейчас и так не хватает предпринимательской активности, и нет смысла перемещать ее к променаду. Внизу должна остаться созерцательная зона, на которой могут работать некоторые мобильные виды бизнеса.
То же самое касается и спортивной инфраструктуры. У меня впечатление, что город просто не предложил физкультурникам других площадок, поэтому все ринулись к Каме. На набережную люди ходят гулять, а спорт надо развивать в других местах».
С мнением г-на Торчинского частично не согласился генеральный директор ООО «Кастом Кэпитал Групп» Сергей Бровцев. По его мнению, главное – грамотно организовать движение как на пути к набережной, так и в ее пределах.
«Транспортная инфраструктура – это единственное, во что должен вложиться город, дальше заработают законы рынка и появится устойчивый коммерческий процесс. Если организовать массовые мероприятия и сделать так, чтобы людям с детьми было удобно до них добираться и летом и зимой, то появятся нормальный трафик и долгосрочная коммерческая история. Дотации смогут стимулировать этот процесс временно – как только распределение денег изменится, предприниматели начнут уходить», – считает бизнесмен. По его словам, решением вопроса может стать строительство детской железной дороги – подобный проект будет привлекать горожан на протяжении всего года.
Небезопасный просмотр.
Представитель архитектурного бюро «Арина-Проект Пермь» рассказал об идее организовать на набережной фан-зону к чемпионату мира по футболу 2018. По замыслу бюро, зона расположится в районе основного спуска от художественной галереи: предполагается, что амфитеатр будет интегрирован в лестницу, а большие экраны разместятся внизу.
Один из гостей задал вопрос о финансировании этого мероприятия. «Обустройство фан-зоны обойдется не дешевле 3,5 млн рублей. Причем большая часть денег уйдет на аренду мультимедийного оборудования: экранов, акустической аппаратуры, все это нужно смонтировать. В таком проекте нужно найти спонсора, который за счет рекламы согласится финансировать хотя бы 20% расходов. На футбол обычно реагируют пивные компании и Pepsi – они инвестируют только если увидят реальную возможность заработать», – рассуждал гость.
Татьяна Гудзь, доцент кафедры архитектуры и урбанистики ПНИПУ засомневалась, что во время такого масштабного мероприятия удастся обеспечить безопасность участников.
«Во время чемпионатов на стадионах всегда разработана логистика по рассеиванию толпы, предотвращению конфликтов, жестко организованы входы и выходы. Территория набережной ограничена с одной стороны склоном, с другой – рекой. Как здесь будет обеспечиваться безопасность болельщиков?» – поинтересовалась эксперт.
Вячеслав Торчинский возразил, что опыт организации крупных мероприятий на ограниченных территориях в Перми имеются. «Допустим, у нас есть ДК им. Солдатова – эта площадка еще больше ограничена: стенами, лестницами, дверьми. Но мероприятия там проводятся без происшествий. На набережной ситуация проще – можно организовать пропускной режим, установить камеры, тем самым снизить риски до минимума», – считает чиновник.
По подсчетам замдиректора МАУК «ПермьПарк» Марины Кисленко, набережная сможет вместить 250-300 сидячих мест и еще 1000 человек, которые будут стоять. На вопрос по обеспечению безопасности она пообещала ответить позже – после разработки специального паспорта.