Продукт: «Заххок»
Автор: Владимир Медведев
ЗА
Владимир Медведев родился в Забайкалье, в раннем детстве был привезен в Таджикистан, где прожил большую часть жизни. Работал монтером, рабочим в геологическом отряде, учителем в кишлачной школе, газетным корреспондентом, фоторепортером, спортивным тренером, патентоведом в конструкторском бюро, редактором в литературных журналах «Памир» и «Дружба народов». Краткие биографические сведения об авторе приведены в начале этой рецензии, потому что фигура Медведева – ключевая для понимания и определения «Заххока». И хотя «Заххок» подается читателю как «история про Таджикистан, рассказанная на семь голосов», на самом деле голос здесь один – медведевский, и история эта тоже по большей части о нем.
Сказать, что эта история экзотична – ничего не сказать. Мир Центральной Азии, которая большинству из нас представляется малозаселенной степью, где постоянно происходит какая-нибудь война, в разы глубже и интереснее. Заслуга Медведева как прозаика прежде всего в том, что он задокументировал свои долгие и тщательные наблюдения за населением, обычаями и временем региона. То, что происходит в книге, по сути, неважно, гораздо значимее – как это происходит.
В центре романа судьба русской семьи, поневоле оставшейся в горах Памира. Мать и ее двое взрослых детей должны приноровиться к жизни в таджикской глубинке, избежать сопутствующих опасностей и утвердить свое право остаться на этой земле. На дворе девяностые годы, разгул криминалитета, в том числе местных царьков-наркобаронов. Так что добраться до хэппи-энда всем троим будет очень непросто.
Роман, конечно, не столько о противостоянии преступникам (хотя оных в «Заххоке» множество), сколько о судьбе брошенной на произвол судьбы «колонии». Советское наследие в Таджикистане, должно быть, проявляет себя до сих пор. Здесь все еще чтут людей, имевших высокие чины (всевозможные парторги) – и при этом оно густо смешивается с местным колоритом: знахари, подземные духи, кишлачные мудрецы… Так с ходу и не разберешься, кто на самом деле правит Таджикистаном и не был ли он от начала до конца выдуман Владимиром Медведевым.
«Заххок» – одновременно броский (сцены боев присутствуют в избытке) и вместе с тем интеллигентный роман. Он написан с уважением к читателю, которому нравятся оригинальные детективные истории, и в то же время – с любовью к проклятой всеми богами Родине.
Перед тем, как приступить к «Заххоку», учтите, что это не National Geographic – это то, что обычно остается за кадром самой правдивой документалистики.
ПРОТИВ
Все мы знаем, что Таджикистан – более чем проблемный регион, где после распада Советского Союза пролегают витиеватые трассы наркотрафика, шумят отголоски гражданских войн, да и вообще, мягко говоря, неспокойно: похищения людей, грабежи, нищета... Чтобы узнать подробности, достаточно открыть свежую прессу или покопаться в архивах. Владимир Медведев, видимо, решил, что повторение – мать учения, и для закрепления пройденного материала решил написать книгу, основанную на своем собственном опыте жизни в Таджикистане. В книге – это кого-то удивит? – речь идет именно о схватках на путях наркотрафика, похищениях людей, грабежах и так далее.
Медведев попытался разбавить предсказуемость повествования множеством персонажей-рассказчиков (всего в «Заххоке» их семеро) – от белокурой девушки-полукровки, которая решает осуществить акт самосожжения, до таджикского боевика, оказавшегося в подземной темнице. У каждого из них своя интонация, «тембр» и взгляд на одни и те же события, но со временем интерес к их особенностям падает, так как этих особенностей становится чересчур много. Каждый «преломляет» историю по-своему, спешит вставить свои пять копеек, читатель начинает путаться в именах, хронологии и мотивах, а эти самые имена и мотивы плодятся, увеличивая объем «Заххока» до толщины «Ста лет одиночества».
Чувствуется, что тема близка автору, но эта близость со временем превращается в одержимость. Медведев напоминает навязчивого собеседника, который старается найти свободные уши, чтобы поведать о своих недавних приключениях – он явно впечатлен ими больше, чем тот, кого наметил себе в слушатели. Может ли восточный колорит испугать русского человека, видевшего репортажи из Чечни или, например, «Чистилище»? Ничего столь же шокирующего в «Заххоке» нет, поэтому нам останется лишь наблюдать за поселковыми свадебными и похоронными традициями. Все это любопытно, но книгу на таком «эксклюзиве» не сделаешь.
В итоге «Заххок» получился слишком сдержанным. От него ждешь чернухи или вала жестокости, а получаешь компромиссный финал. Возможно, перед нами «причесанная» редакторами лайт-версия настоящей истории, в таком случае всем заинтересованным опять же стоит обратиться к журналистским расследованиям и свидетельствам очевидцев. «Заххок» повествует о реальном Таджикистане примерно в том же ключе, в каком научная фантастика описывает неизведанное будущее – приукрашивая однообразие и восхваляя вклад героев в гибель злодеев. Если бы эти герои еще существовали…
18+