Николай Борисович, стоит ли ждать расширения географии полетов из Перми в связи с открытием нового терминала аэропорта?
– Эта задача поставлена губернатором Максимом Решетниковым еще весной. Несколько новых направлений мы уже открыли – Минеральные Воды, Краснодар, Новосибирск. Новый аэровокзальный комплекс, безусловно, повлияет на привлекательность полетов в Пермь и поможет расширить географию. Мы также прорабатываем вопрос о «якорном» перевозчике, наличие которого тоже будет способствовать развитию воздушных перевозок. Сейчас мы ведем активные переговоры практически со всеми авиакомпаниями в России, и не только. Обсуждаются возможности работы и с международными операторами. Мы заинтересованы в том, чтобы пермяки имели возможность летать во все точки земного шара. Текущая ситуация нас, безусловно, не устраивает.
Как можно привлечь авиакомпании?
– Во-первых, совместно с владельцем аэропорта мы прорабатываем возможность предоставления скидок на аэропортовое обслуживание. Инвестор готов сделать это, чтобы заинтересовать перевозчиков. Речь идет о существенных скидках – до 50%.
Второй механизм – это субсидирование полетов. В краевом бюджете закладываются средства на эти цели. Новые направления нужно «обкатывать», привлекать пассажиропоток. Сразу рейсы не заполняются, а на рентабельность авиакомпании выходят только тогда, когда загрузка самолетов достигает не менее 70%. Чтобы люди привыкли к новым направлениям, и нужно субсидировать полеты. Как показывает практика, через год-полтора эта необходимость отпадает.
Субсидировать можно только внутренние направления?
– Мы считаем, что международные рейсы являются коммерческими.
Какие компании проявляют высокую заинтересованность в открытии новых рейсов из Перми?
– С монополистами и «топовыми» компаниями непросто сотрудничать. Например, мы потратили много усилий, чтобы договориться с «Аэрофлотом» об открытии вечернего рейса из Москвы. Он отсутствовал в течение трех лет, и это было неудобно, в частности, для бизнесменов и деловых людей. Со средними компаниями договориться проще. В Минводы полетели «Оренбургские авиалинии», компания «ЮВТ-аэро» готова выполнять рейсы на север, в Когалым.
«ЮВТ-аэро» недавно обращалась в Росавацию за допуском к выполнению рейсов из Перми в Батуми. Это их решение или результат совместных переговоров?
– Мы обсуждали этот вопрос. Авиакомпании достаточно просто оценивают перспективы открытия тех или иных рейсов. У них есть информация о том, сколько людей летают из Перми в Батуми, Ереван или Баку через Москву. Это позволяет просчитать экономику рейса, и если он привлекателен, сформировать заявку на маршрут.
Достигнуты ли договоренности о реконструкции перронного хозяйства, строительстве рулежных дорожек для эксплуатации телетрапов?
– Соответствующий проект есть, он прошел госэкспертизу. Его стоимость 489 млн рублей. Сложность состояла в том, чтобы добиться финансирования не через три года, как ранее предполагала Росавиация, а в рамках трехлетнего бюджета. Сейчас вносятся поправки в бюджет, согласно которым первые 100 млн рублей на реализацию этого проекта направят в следующем году. Это позволит в начале 2018 года объявить конкурс на выполнение строительно-монтажных работ. В 2019 году планируется сдать объекты.
Новый терминал аэропорта не сможет обслуживать международные рейсы сразу после открытия, так как нет соответствующего разрешения. Когда это станет возможным?
– Отмечу, что по опыту строительства других аэропортов такие вопросы решаются в течение 6-18 месяцев после открытия. В нашем случае подрядчик, выбранный Росграницей, оборудует пропускные пункты до конца этого года. В начале 2018 года мы планируем открыть международные вылеты.
Терминал открылся с работающими торговыми точками. Как вы оцениваете привлекательность его для бизнеса? В старом аэропорту магазины, например Duty Free, довольно быстро закрывались.
– Пара ларьков с изделиями из камня и кафе – вот и весь бизнес в старом терминале. Здесь и говорить не о чем. Новый аэровокзальный комплекс – это совсем другие площади и возможности для бизнеса. Плюс увеличение трафика за счет открытия новых рейсов. Это тоже увеличит привлекательность.
Какие изменения для пассажиров вы отметили бы?
– Во-первых, то, что связано опять же с площадью терминала. Не надо будет толпиться в тесном пространстве во время пиковых нагрузок. Ожидать прибытия и отправки рейсов можно с комфортом. Во-вторых, здание полностью оборудовано для маломобильных групп населения, чего мы долго не могли сделать в старом аэропорту. На сегодняшний день в Перми построен, пожалуй, самый современный аэровокзальный комплекс в России. В строительстве применены передовые технологии и материалы.
Какие есть варианты использования старого терминала после того как полностью заработает новый?
– Окончательного решения еще нет. Мы обсуждали этот вопрос с представителем собственника аэропорта. Один из вариантов использования старого терминала – разместить в нем МРЭО ГИБДД. Эта мысль родилась не так давно, но еще три года назад ГУ МВД обратилось в правительство крае с просьбой оказать содействие в предоставлении помещения для этого подразделения. С бульвара Гагарина МРЭО ГИБДД временно переезжал в Камскую долину, но потребность в здании есть до сих пор.
Как появилась идея предоставить ГИБДД здание старого терминала?
– Во-первых, там отличная транспортная доступность – Восточный, Западный, Южный обходы Перми ведут к дороге в аэропорт. При этом в центре города не будет скапливаться дополнительный поток автомобилей, которые будут приезжать для совершения регистрационных действий в ГИБДД. Поэтому, я считаю, что это удобно. Предварительно, собственник здания выразил готовность сдать его в долгосрочную аренду. Но решение находится в стадии обсуждения. Если оно будет принято, думаю, в перспективе в здании можно создать и многофункциальный центр.
Не так давно открылась развязка на дороге, ведущей в аэропорт. Сейчас стоит задача по спрямлению шоссе Космонавтов. На каком этапе находится эта работа?
– Заключен контракт по корректировке проекта участка от реки Мулянки до «Большого Савино». Поставлена задача завершить этот объект в максимально короткие сроки – в 2018 году. Планируется не только спрямление отнесенных поворотов. Необходимо также закончить установку системы видеонаблюдения, убрать пост ДПС в Ванюках. Кроме того, убрать широченные газоны, которые влияют на качество содержание дорог.
На пересечении шоссе Космонавтов с улицей Промышленной планируется строительство двухуровневой развязки. В районе ипподрома развязка одноуровневая. Какова вероятность, что ее потребуется корректировать, доделывать?
– Сегодня по этой развязке автомобили проезжают спокойно, она справляется с потоком и выполняет свою функцию. Если говорить о перспективах, то в рамках предпроектных проработок мы будем анализировать возможность и необходимость строительства второго уровня.