В перечень мероприятий по развитию Пермской городской агломерации (ПГА) включено строительство нового грузового терминала аэропорта «Большое Савино» с учетом развития на его базе грузопассажирского логистического центра. Наличие таких планов корреспонденту Business Class подтвердил генеральный директор АО «Международный аэропорт Пермь» Эдуард Кошенсков. По его словам, сделаны предварительные проработки по этому вопросу. «Подробностей пока нет, так как мы понимаем, что в ближайшее время больших грузоотправок у нас, наверное, не будет. Речь идет о планах на перспективу около четырех лет», – рассказал г-н Кошенсков.
В документе о развитии агломерации сроком для строительства грузового терминала аэропорта указаны 2017-2024 годы. Авторы концепции отмечают, что целью создания объекта является увеличение объемов принимаемых и отправляемых грузов, превращение ПГА в транспортный и грузовой хаб, обеспечение занятости населения и интеграция в транспортную грузовую систему России. По мнению разработчиков документов, реализация проекта усилит агломерационные факторы развития территории и обеспечит инфраструктурой инвестиционные площадки на территории ПГА.
Сейчас потребности в перевозках грузов крупными партиями в Пермском крае нет. Об этом на примере речных перевозок в интервью Business Class говорил генеральный директор АО «Порт Пермь» Эдуард Лившиц. Вместимость корабля – три тысячи тонн. Для сравнения – автомобильная фура перевозит три тонны. В крае сегодня нет производств и строек, которые обеспечили бы загрузку кораблей. Среди последних возводимых объектов, где был задействован порт Пермь, – перинатальный и кардиологический центры», – отмечал он.
Вместимость воздушных судов исчисляется сотнями тонн. По данным из открытых источников, самолет АН-225 может перевозить грузы широкого назначения общим весом до 250 тонн, АН-124 берет на борт 120 тонн, Airbus А-380 в грузовой модификации способен поднимать до 157 тонн.
По словам председателя совета директоров «Корпорации развития Пермского края», бывшего премьера краевого правительства Геннадия Тушнолобова, для востребованности грузового терминала аэропорта в Перми недостаточно «больших строек» наподобие перинатального центра. «Грузовые хабы строятся там, где идут потоки перевозок, сейчас Пермь в эти линии не попадает», – отметил он. Ранее в разговоре с «bc» г-н Тушнолобов вспоминал, что Пермский край мог стать узловой точкой на пути с запада на Дальний восток и дальше в Юго-Восточную Азию не только в плане организации авиарейсов, но и грузоперевозок. По его мнению, Пермь имела бы другое стратегическое значение, если бы современный аэропорт в городе появился гораздо раньше – в 90-е годы. Тогда, скорее всего, восточный транспортный коридор проходил бы не через Екатеринбург, а через Пермь, заметил собеседник.
На данный момент условием востребованности грузового терминала в краевой столице может стать наличие крупных компаний, реализующих очень масштабные долгосрочные проекты, которые задействовали бы терминал для организации материально-технической базы. «Пока и этого в Перми нет. Возможно, в будущем условия для загрузки терминала появятся, так как транспортная сеть постоянно развивается. Поэтому отбрасывать идею не нужно», – заключил Геннадий Тушнолобов.
Руководитель отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что в среднесрочной перспективе строительство терминала может быть обусловлено увеличением требований грузоотправителей. «Развитие грузоперевозок прежде всего связано с ростом местной промышленности. К примеру, в ряде случаев оправдана отправка авиадвигателей «воздухом». Кроме того, отправителям важно наличие склада, который обеспечит хранение при определенном температурном режиме, необходимые условия для опасных грузов. Для отправки продукции за рубеж нужен таможенный склад и т.д. Требования грузоотправителей к оснащению терминала растут, и удовлетворить их на старой базе едва ли возможно», – рассказал он.
У других проекты.
За последние месяцы планы по строительству грузовых терминалов озвучили в Брянске и в Москве. В конце октября директор брянского аэропорта Александр Сай сообщил ТАСС, что реконструкция местного аэровокзального комплекса будет проведена с учетом создания грузового терминала. Брянск планирует стать единственным в центре России конкурентом московскому авиаузлу по перевозке грузов. По словам собеседника агентства, аэропорт Брянска в 1990-2000-х годах занимался грузоперевозками, принимая более 60% турецких товаров, доставляемых в России по воздуху. Далее поставки шли автомобильным транспортом по всей стране. Сейчас в центральном регионе России авиационные грузоперевозки идут только через Москву. Однако столичный регион сильно загружен в транспортном отношении.
В конце ноября Главгосэкспертиза России одобрила проект строительства грузового терминала аэропорта «Жуковский». Новый транспортно-логистический грузовой терминал позволит обрабатывать авиа и автотранспортные грузы. Основное его назначение – прием, выдача, обработка, таможенное оформление, досмотр грузов, почты и физических лиц в целях обеспечения требований безопасности. Предполагается, что большая часть авиационных грузов (70%) будет обеспечиваться международными перевозками, оставшиеся 30% – внутренними.
Фото – Matt Hecht, flickr.com.