Город
  1. Город
 21 февраля 2018, 07:00  

Либо так, либо эдак. Власти готовят задание на разработку системы учета пассажиропотока в крае

Либо так, либо эдак. Власти готовят задание на разработку системы учета пассажиропотока в крае
Рассматриваются два варианта, один из которых повлечет за собой полную замену существующих сегодня в регионе систем
Автор:

Региональные власти совместно с администрацией Перми готовят техническое задание на разработку краевой системы учета пассажиров. Об этом сообщила и.о. начальника городского департамента дорог и транспорта Елена Мамонова. К системе учета пассажиропотока будут подключаться все муниципалитеты Прикамья. По словам г-жи Мамоновой, разработанное программное обеспечение либо будет принимать данные всех систем учета, которые сейчас существуют у перевозчиков, либо ее сделают обособленной, а подключение к ней станет бесплатным.

Сейчас городская система учета пассажиропотока работает с программой ООО «ИТ-ЦентрСервис», а краевая – с ООО «Бенток-Смоленск». Оператором на муниципальном уровне выступает МКУ «Гортранс», на региональном – ПКГУП «Автовокзал». Администрация Перми не принимает у перевозчиков данные других систем по количеству перевезенных льготников. Платный пассажиропоток «Гортранс» и «Автовокзал» не считают, для учета этих поездок перевозчики пользуются в основном системами «Прокарт» и «Гольфстрим». Их функционал шире, чем учет пассажиропотока, и включает в себя автоматическое управление бизнес-процессами.

Операторы существующих на рынке Перми автоматизированных систем для перевозчиков ратуют за открытость. «Первый вариант более надежный, но важно, чтобы техзадание было написано грамотно, – считает Владимир Токарев, директор ООО «Гольфстрим». – Мы готовы участвовать в этом процессе и сейчас формулируем свое видение того, как должно быть сформировано техническое задание. Предложение направим и властям, и в прокуратуру города. К заданию могут быть два подхода. Первый: в документе прописывается информация о льготных проездных картах и формат, в котором необходимо предоставлять данные о транзакции, и мы настраиваем свою систему с учетом этого. Второй: нас спрашивают, какие валидаторы установлены у перевозчиков, и потом дают готовую «прошивку» для них. Такой подход я считаю неправильным, так как наша программа позволяет не только считать пассажиропоток, но имеет и другие функции – вплоть до расчета зарплаты. Поэтому чужого программного обеспечения, которое мы не будем иметь права изменять, нам не надо. Такой вариант будет нами оспариваться, если власти решат пойти по этому пути», – заявил Владимир Токарев.

Директор ООО «Прокарт» Денис Гвоздев отмечает, что оба варианта – жестко централизованной замкнутой системы или системы с функционалом взаимодействия с иными программами учета – имеют право на жизнь. Решение должно приниматься в зависимости от необходимых результатов и планируемой эффективности. «Но нужно помнить, что зачастую при первом подходе функционал системы ограничен. Они довольно громоздки, требовательны в эксплуатации и обслуживании. Кроме того, такой путь требует существенных затрат, которые кто-то должен нести. А реализация этого варианта повлечет за собой полную замену всего, что уже есть на рынке Пермского края», – добавляет он. По словам г-на Гвоздева, сегодня больше распространен другой подход. «Чаще создаются так называемые распределенные информационные системы, и предусматривается возможность информационного взаимодействия различных программ. Это позволяет существенно расширить функционал общей системы, учесть интересы различных заинтересованных сторон, исключить монополию и стопроцентную зависимость от какого-либо единого решения и поставщика. Затраты на создание и эксплуатацию систем в таком случае распределяются. При этом создается единое информационное пространство», – рассказал эксперт.

Денис Гвоздев, директор ООО «Прокарт»:
Радует, что появилось понимание: работа систем учета пассажиропотока в сегодняшнем виде имеет проблемы. Они вызваны не использованием той или иной системы. Проблемы связаны именно с организацией работы, т.е. с ранее принятыми управленческими решениями, которые, в первую очередь, не учитывают интересы муниципалитета. Хорошо, что созрело мнение – с этим надо что-то делать. Жаль, что на это ушло больше года. Хотя об этих проблемах участники рынка и специалисты предупреждали заранее. Что касается путей решения существующих проблем, то важно разделить вопросы. Как будет организована работа системы, все-таки вторично. В первую очередь нужно обозначить задачи, которые необходимо решить, какой функционал должна выполнять та или иная система, и только после этого приступать к разработке технического задания. Это принципиальный момент, чтобы не получилось, как это часто бывает: система создается просто ради того, чтобы она была. Огорчает, что о разработке технического задания или изменения подходов мы узнали из газет. Жаль, что к этой работе не привлекаются заинтересованные лица и специалисты. Надеемся, все-таки эксперты в этом процессе тоже будут принимать участие.

Перевозчики считают допустимыми оба подхода, но обращают внимание на широкий функционал существующих систем. Если власти организуют работу новой системы, а мы при подключении к ней не понесем дополнительных расходов, то это в принципе приемлемый вариант, – полагает председатель НП «Новый Авто-Альянс» Александр Стерлягов. – Правда, пока непонятно, какими функциями будет обладать система. Программа «Гольфстрима» используется для контроля за расходом топлива, она фиксирует рабочее время сотрудников и помогает управлять другими бизнес-процессами. В зоне внимания власти же находятся только учет пассажиропотока», – добавляет он.

Власти края и города несколько лет обсуждали синхронизацию систем. В итоге получалась не интеграция, а только сосуществование двух программ на одном устройстве. Кондуктор переключается с одной на другую в зависимости от того, какой проездной предъявляет пассажир – региональный или муниципальный. Для учета платной поездки может быть еще третья кнопка – например, с программой «Гольфстрима». Возможность создания региональной системы учета, к которой подключились бы все муниципалитеты, ранее также обсуждалась – при прежнем руководстве в краевом «Автовокзале» и городском департаменте дорог и транспорта. Тогда муниципалитет настаивал на том, что в рамках своих полномочий может самостоятельно организовать учет пассажиропотока.

Стоит отметить, что в ситуацию неоднократно вмешивалось УФАС. Недавно антимонопольное ведомство выдало городским властям очередное предупреждение о необходимости прекратить нарушение антимонопольного законодательства в сфере учета пассажиропотока и пассажирских перевозок. Согласно предписанию, администрация Перми до 20 февраля должна установить нормативный порядок интеграции иных систем учета и оплаты проезда в существующую городскую систему.

Не пропустите:Тише едешь – больше штрафы. В прокуратуре Перми обсудили борьбу с нелегальными перевозчиками20 февраля 2018, 07:00
Все новости компаний