До конца марта Сбербанк проведет тестирование системы безналичной оплаты проезда в городском электрическом транспорте, – рассказали Business Class в пресс-службе МУП «Пермгорэлектротранс». Предприятие заключило с оператором договор на тестирование оборудования. Планируется проверить возможность списания средств за совершение поездок с бесконтактных банковских карт при прикладывании их к валидаторам. Пассажиры к тестированию системы пока привлекаться не будут, – уточнили в «Пермгорэлектротрансе». По результатам проверки будет вынесено решение о внедрении системы на городском электрическом транспорте в Перми.
Готовность реализовать проект подтвердил председатель правления Волго-Вятского банка Сбербанка России Петр Колтыпин на пресс-конференции в Перми. Он отметил, что прозрачность системы оплаты позволит экономить бюджетные средства, а для потребителей важно обеспечить комфортное пользование услугой. Спикер добавил, что банк вкладывает значительные средства в полный переход на бесконтактные карты. Подробнее о пермском проекте рассказал исполняющий обязанности председателя правления Западно-Уральского банка Сбербанка Константин Подвальный. Он сообщил, что тестирование системы в электротранспорте уже началось. «На электрический транспорт приходится около 20% рынка перевозок в Перми. Муниципалитет заинтересован в повышении прозрачности системы сбора оплаты за проезд, снижении затрат на содержание кондукторов. Мы предложили решения для этого, выбор технологии – за клиентом. Надеемся, что движение по проекту будет активным», – рассказал г-н Подвальный.
Как выяснил Business Class, на некоторых автобусных маршрутах также готовятся к тестированию системы безналичной оплаты по картам а партнерстве со Сбербанком. Об этом рассказал Владимир Токарев, директор компании «Гольфстрим» – оператора автоматизированной системы, работающей на ряде маршрутов. По его словам, тема обсуждается со Сбербанком не впервые, однако в прошлом году перевозчики решили отложить внедрение безналичной оплаты. Теперь такой запрос появился вновь, и в марте планируется начать тестирование системы.
Компания «Прокарт», также являющаяся оператором автоматизированной системы, используемой пермскими перевозчиками, тоже вела переговоры со Сбербанком по аналогичному проекту. Оператор предлагал привлечь банки к внедрению системы учета пассажиропотока, когда оно только начиналось в Перми. «Мы вели переговоры и даже заключили договор, но возникли вопросы с согласованием отдельных условий, поэтому проект пока поставлен на паузу», — рассказал директор ООО «Прокарт» Денис Гвоздев.
В ноябре 2017 года возможность оплаты поездок с помощью банковской карты обсудили представители городской администрации и депутаты пермской думы. Начальник МКУ «Гортранс» Анатолий Путин презентовал проект перехода к бескондукторной системе оплаты проезда в общественном транспорте к 2020 году. Отправной точкой для изменений служат планируемые новшества во взаимоотношениях муниципалитета и перевозчиков. Предполагается, что власти будут закупать авточасы, а не разыгрывать маршруты. Соответственно, предприниматели станут обеспечивать только выполнение транспортной работы, в которую не входит сбор выручки от продажи билетов. Чтобы не нести расходы на содержание кондукторов, муниципалитет предложил запустить новую систему оплаты.
По часам и по картам.
Переход к закупке авточасов и новой системе оплаты разбит на несколько этапов. Первый – тестирование технологии безналичной оплаты и принятие необходимых нормативно-правовых актов. В частности, потребуется ввести дифференцированный тариф, а для этого изменить методику его расчета. При безналичном расчете проезд должен стать дешевле, чем при оплате наличными. По словам начальника МКУ «Гортранс» Анатолия Путина, для появления у пассажиров мотивации к использованию новшества разница должна составлять минимум 2-3 рубля.
Тестирование системы сбора выручки без кондуктора намечено на 2019 год. Тогда же должен начаться переход на закупку авточасов. К 2020 году новые условия работы намерены распространить на всех перевозчиков и перейти к бескондукторной системе. Когда 70-80% поездок будут оплачиваться по безналичному расчету, кондукторов смогут заменить меньшим числом контролеров. Для эффективного контроля предлагается увеличить штраф за безбилетный проезд со 100 рублей до 1000 рублей, что требует изменений в краевое законодательство, и создание службы контролеров ориентировочной численностью сто специалистов.
Предварительные расчеты показывают, что после перехода на новые муниципальные контракты, бюджет будет экономить ежегодно до 420 млн рублей. Кроме того, реформа позволит в перспективе ввести систему пересадок между всеми видами транспорта, а не только трамваем и троллейбусом, как это сделано сейчас.
Существующая схема, при которой плата за проезд остается у частных перевозчиков, а бюджет доплачивает разницу между расходами и доходами предпринимателей, имеет ряд минусов. Среди таковых называются низкая безопасность перевозок из-за «гонок за пассажира», отсутствие прозрачных механизмов определения доходности маршрутов, неравные условия работы перевозчиков, непоступление в бюджет «сверхнормативных» доходов от прибыльных маршрутов.
В качестве альтернативы предложена следующая схема. В бюджете закладывается объем средств на полную оплату авточаса. Выручка от оплаты проезда собирается муниципалитетом через автоматизированную систему сбора выручки и поступает в городскую казну. Перевозчикам платят исходя из фактически выполненного объема транспортной работы, учтенного через навигационную систему контроля.
У перевозчиков возникают опасения, связанные с финансовой дисциплиной муниципалитета. Практика показывает, что департамент дорог и транспорта периодически накапливает долги перед перевозчиками. При существующей системе задержки выплат хоть и осложняют работу перевозчиков, но не приводят к серьезным сбоям в работе транспортной системы. Самостоятельно собирая плату за проезд, предприниматели могут направить эти деньги на текущие расходы – покупку топлива и т.д. Они видят риски в том, что при переходе на закупку авточасов такой возможности не будет.