Город
  1. Город
 03 апреля 2018, 14:00  

Галитом по Европам. Интервью с руководителем Пермского УФАС России Александром Плаксиным

Галитом по Европам. Интервью с руководителем Пермского УФАС России Александром Плаксиным
Он рассказал о дисквалификации начальника городского департамента дорог и транспорта, деле о ценах на рынке дорожных материалов, которое может вырасти до масштабов Евразийского экономического союза, и мифических опциях, влияющих на стоимость авиабилетов
Автор:

Александр Владимирович, осенью 2017 года на круглом столе, организованном Business Class, дорожники сетовали на резкий скачок стоимости щебня, битума и галита. Поступили ли после этого официальные жалобы, и подтвердилась ли их информация о необоснованном росте цен?

В УФАС по поводу цен на галит обратилась организация СРО «Гильдия пермских строителей». В процессе рассмотрения этих жалоб мы пришли к выводу, что рынок поставок минерального концентрата галита является международным. Сейчас материал импортируется в Пермский край, в том числе из Белоруссии. До 2016 года осуществлялись поставки из Украины, на них приходилось почти 30% закупок местных поставщиков. По нашему мнению, изменение конъюнктуры рынка, а именно уход этих производителей в связи с прекращением железнодорожных перевозок с Украиной, привел к перераспределению сил между оставшимися игроками. Их доли стали больше, конкуренция – меньше, и это дало возможность поднять цену.

Жалоба была на пермское предприятие «Уралсоль» – это поставщик, а «Уралкалий», иногородние и иностранные компании – производители. Именно действия последних привели к росту цен. Мы направили материалы проверки в ФАС России. Возможно, что это дело передадут и дальше – в Евразийскую экономическую комиссию.

Интересное развитие событий!

– Мы проделали большую работу. Не исключено, что речь может идти о картельном сговоре производителей минерального концентрата. Цены выросли значительно – больше, чем на 50%. Примечательно, что галит – это, по большому счету, побочный продукт производства калийных удобрений. Ранее его продавали не очень дорого, а с изменением конъюнктуры произошел резкий скачок цен. Дорожные подрядчики испытывают проблемы, связанные с тем, что они работают по контрактам, в которые заложена определенная стоимость противогололедного материала. Ее рост серьезно ухудшил экономику контрактов на содержание дорог, так как зимой расходы на галит значительны. За сезон на дороги Пермского края высыпают десятки тысяч тонн концентрата.

Галитом по Европам. Интервью с руководителем Пермского УФАС России Александром Плаксиным

Образование каши на дорогах под его влиянием трудно не заметить, но масштабы поражают…

– Кстати, мы исследовали, является ли взаимозаменяемыми товарами галит и продукция «Уральского завода противогололедных материалов», и пришли к выводу, что нет. Завод поставляет, так скажем, премиальную продукцию, цена которой на порядок выше стоимости галита. Других аналогов ему, которые подрядчики могли бы использовать, мы также не обнаружили.

А как обстоят дела с ценами на другие материалы – битум и щебень?

– Жалоб на рост стоимости щебня к нам не поступало, а темой с битумом оперативно занялась ФАС России, здесь речь идет о федеральном рынке.

По предписанию УФАС ряд страховых компаний должны перечислить свою выручку в бюджет. Речь шла о том, что они занизили цену при участии в закупках. Поясните, в чем суть этого дела. Чаще нарушения связаны, наоборот, с завышением стоимости.

– Мы активно боремся с недобросовестной конкуренцией при закупках услуг обязательного страхования гражданской ответственности. Эта деятельность контролируется государством, и им установлены тарифы на ОСАГО. Когда заказчик формирует начальную цену, он применяет ряд коэффициентов. В частности, учитывается мощность автомобиля – дешевле застраховать машину с меньшим количеством лошадиных сил, коэффициент использования транспортного средства, который зависит от территории, например, в Губахе он меньше, чем в Перми. Участник аукциона не может снижать ту цену, которая рассчитана с учетом этих и других факторов. Ему неоткуда взять «скидку», потому что все тарифы и коэффициенты установлены государством, изначально объявлены заказчиком в документации.

Как тогда конкурировать участникам и определить победителя?

– Закупка может проходить в форме конкурса, и тогда участникам начисляются баллы по ряду критериев, например, количество представительств страховой компании, размер уставного капитала. Если проводится запрос котировок, то победит тот, кто первый подал заявку, которая соответствует требованиям заказчика.

Мы выдали пять предупреждений о перечислении в федеральный бюджет доходов, полученных по контрактам в результате недобросовестной конкуренции. Они исполнены, страховщики перечислили в пользу государства почти миллион рублей.

Галитом по Европам. Интервью с руководителем Пермского УФАС России Александром Плаксиным

В феврале УФАС выдало администрации Перми предупреждение, касающееся работы системы учета пассажиропотока и оплаты проезда. Что необходимо сделать городским властям, и исполнено ли предписание?

– Мы говорим о том, что перевозчик должен иметь возможность работать с любой системой учета пассажиропотока. Хоть с программой «Удобный маршрут», которую закупил МКУ «Гортранс» у компании «ИТ-ЦентрСервис», хоть с аналогами, в том числе пермских разработчиков. Администрация должна установить порядок, по которому любая система может быть интегрирована в городскую. Это устранит дискриминацию не только на рынке автоматизированных систем, но и среди перевозчиков: они будут получать субсидии за перевозку льготников независимо от того, какой программой учета пассажиропотока пользуются. Департамент дорог и транспорта попросил продлить срок исполнения предупреждения на три месяца – до 8 мая. Судя по всему, они хотят исправиться, устранить нарушения, но, как пояснила администрация, процедуры по внесению изменений в нормативные акты занимают определенное время.

Ранее УФАС возбудило дело о дискриминации условий работы перевозчиков, выражающейся в том, что часть из них не получают субсидии. На какой стадии находится его рассмотрение?

– В рамках этого дела мы установили, что проблема кроется в нормативном акте администрации Перми. Проявилась системная ошибка органов местного самоуправления. Они не должны действовать в вакууме муниципальных актов, а зачастую происходит именно так. На местном уровне примут документ, который не соответствует федеральному законодательству, а потом к нему апеллируют. В деле о дискриминации условий работы перевозчиков происходит именно это: департамент дорог и транспорта указывает, что действует согласно постановлению администрации Перми. Но нужно руководствоваться федеральным законодательством, а оно говорит, что данные о пассажиропотоке нужно принимать от всех систем, с которыми работают перевозчики. Сейчас проходит техническая экспертиза, устанавливается, может ли система заявителя – компании «Прокарт» – работать с сервером «Гортранса» и является ли она аналогом системы «Удобный маршрут».

В прошлом году управление инициировало судебное разбирательство о дисквалификации бывшего начальника департамента дорог и транспорта Ильи Денисова, который сейчас возглавляет дворец спорта «Орленок». Производство по иску останавливали, поскольку администрация пыталась обжаловать одно из двух решений УФАС, положенных в основу дела, но суд встал на вашу сторону. Можно констатировать, что разбирательство складывается в пользу УФАС?

– Департамент требовал признать незаконными решение и предписание УФАС, вынесенные по жалобе перевозчика ООО «Транзит» в августе 2017 года. Арбитраж подтвердил нашу правоту, сейчас ждем, подаст ли администрация апелляционную жалобу. Решение по этому делу будет иметь преюдициальное значение для разбирательства о дисквалификации Ильи Денисова. Если факт нарушения подтвердится во всех инстанциях, останется только проверить правильность привлечения чиновника к ответственности с процессуальной точки зрения. Это гораздо проще доказать, чем наличие самого нарушения антимонопольного законодательства.

В декабре, когда дело было приостановлено, появились разъяснения Верховного суда о том, что утрата должностным лицом статуса чиновника не влияет на возможность привлечения его к ответственности. То есть уход Ильи Денисова с поста начальника департамента дорог и транспорта не исключает того, что ему будет назначена дисквалификация.

Но ведь директор дворца спорта «Орленок» – не чиновник?

– Сейчас Илья Денисов не на муниципальной службе, но занимает должность в исполнительном органе юридического лица. В случае дисквалификации этого ему тоже нельзя будет делать.

Галитом по Европам. Интервью с руководителем Пермского УФАС России Александром Плаксиным

Жалоба ООО «Транзит», о которой вы упомянули, связана с конкурсом на обслуживание маршруток, и она была далеко не единственной. В департаменте дорог и транспорта ранее даже заявили о том, что перевозчики пытаются саботировать проведение процедуры. На мой взгляд, логика здесь есть: конкурс означает необходимость покупать новую технику и опасность потерять работу. А по-вашему, с чем связано большое количество жалоб?

– Департамент сам давал повод для жалоб – в документации были недоработки. Нельзя исключить, что затягивание конкурсных процедур – это в чьих-то интересах, но говорить о злоупотреблении со стороны предпринимателей не приходится, так как большинство жалоб действительно обоснованы.

Благодаря вмешательству УФАС несколько перевозчиков получили разрешения работать на маршрутках без участия в конкурсе. Поясните, почему в их случае это было необходимо.

– Свидетельство о праве работать на маршруте по закону можно получить при сочетании нескольких условий. Перевозчики, которые им соответствуют, обращались за выдачей разрешений, но департамент отказывал им по надуманным причинам. Как минимум в одном случае работники администрации ссылались на отсутствие бланков: не на чем распечатать свидетельство. В другом – просто «забыли». А потом стали говорить: «Проводится конкурс – участвуйте на общих основаниях».

Еще в 2015 году антимонопольная служба посчитала, что городская дума незаконно возложила на «Пермгорэлектротранс» обязанности по содержанию и ремонту трамвайных путей и предусмотрела в бюджете субсидии предприятию на эти цели. Летом 2017 года решение УФАС устояло во всех судебных инстанциях. Вы отслеживаете, как власти его исполняют?

– Норма, которой ПГЭТ был наделен этими функциями по содержанию трамвайных путей, исключена из думского решения о правилах благоустройства. То есть предписание УФАС исполнено. Но это было сделано несвоевременно, за что мы оштрафовали думу на 50 тысяч рублей. Суд подтвердил законность этого штрафа.

Кто теперь должен заниматься содержанием трамвайных путей?

– Контракты на выполнение этих работ необходимо разыгрывать на аукционе. Назначить кого-то, кто будет содержать трамвайные пути, нельзя, подрядчик должен определяться посредством конкурентных процедур в соответствии с законом о контрактной системе.

Какие последствия, на ваш взгляд, должно повлечь исполнение этого решения? Сэкономит ли бюджет? Можно ли ожидать, например, снижения тарифа на проезд?

Точно снизится экономически обоснованный тариф (ЭОТ) для электротранспорта. Сейчас для трамвая он составляет более 30 рублей, для автотранспорта – находится на уровне 26-28 рублей. Поскольку доля «Пермгорэлектротранса» на рынке перевозок Перми менее 20%, существенно на общий ЭОТ изменения не повлияют, но они должны сдержать рост тарифа. Что касается бюджетной экономии, она, безусловно, будет. Муниципальному предприятию деньги выделяли в качестве субсидий, и ПГЭТ осваивал их все до копейки. Если контракт на эту же сумму выставить на аукцион, то в результате торгов стоимость может снизиться.

Галитом по Европам. Интервью с руководителем Пермского УФАС России Александром Плаксиным

В феврале УФАС возбудило дело о ценообразовании на маршруте Пермь – Москва в отношении «Аэрофлота». Вынесено ли решение?

– Рассмотрение продолжается, дела, связанные с доказыванием доминирующего положения, в принципе непростые, а в данном случае дело осложнено спецификой отрасли. «Аэрофлот» применяет более 70 тарифов, которые зависят от класса обслуживания, срока действия обязательства перевозки, начисления бонусных миль. Пока нам не до конца понятна позиция компании. Они должны обосновать, почему навязывают клиентам тот или иной тариф. Мы видим, что более дешевые варианты не предлагаются потребителям, а те факторы, по которым тарифы различаются, не обуславливают значительную разницу в стоимости. К примеру, класс обслуживания, место с увеличенным пространством между креслами сказывается на качестве перелета. Но как влияет на него, допустим, количество начисляемых баллов в программе лояльности? Существенно ли для пассажира, получит он тысячу миль, пятьсот или ноль? А цена билета от этого существенно меняется: речь идет о тысячах рублей. Срок действия обязательства перевозки – на наш взгляд, мифическая вещь, которая никак не влияет на потребительские свойства услуги или себестоимость перевозки.

А что это за понятие?

– Это срок, в течение которого компания обязуется выполнить перевозку. Но если вы летите через неделю, какая разница, полгода или год действует это обязательство? А цена отличается значительно. Теоретически есть парадоксальная возможность за год до даты вылета купить билет с обязательством перевозки сроком на полгода. Но дело в том, что когда вы оформляете покупку, вам всегда предлагается самый дорогой вариант.

То есть «на бумаге» у «Аэрофлота» существуют более дешевые авиабилеты по маршруту Пермь – Москва, но возможности купить их нет?

– Да, вам никогда не предлагают вариант, в котором не заложено начисление максимального количества миль и других подобных тарифных опций, влияющих на цену. Потребителю не дают возможности их изменить. Мы бы хотели, чтобы он мог отказываться от тех функций, которые ему не нужны, и выиграл в цене.

Все новости компаний