Художественный руководитель пермского оперного театра Теодор Курентзис представил программу XII Дягилевского фестиваля. Пресс-конференция состоялась в зале частной филармонии «Триумф». Кроме журналистов, на встречу были приглашены поклонники маэстро. По формату мероприятие больше напоминало творческий вечер, чем пресс-конференцию: приглушенный свет, в центре сцены под софитами изысканное кресло для Теодора Курентзиса, в зале нарядные дамы.
Мероприятие долго не начиналось. Пресс-секретарь театра Василий Ефремов использовал время для того, чтобы рассказать о «главных цифрах» XII Дягилевского фестиваля. Главный праздник пермских меломанов начнется 14 июня и продлится 11 дней. За это время состоится 24 события в основной программе и еще более 80 — в Фестивальном клубе и в рамках образовательной программы. Фестиваль займет 10 городских площадок. В их числе ТЮЗ, ДК Солдатова, гостиница «Урал», Дворец спорта «Орленок. Ожидается семь российских премьер и одна мировая. Музыка будет звучать на протяжении 75 часов. Ожидается, что мероприятие посетят более 14 тысяч зрителей, отчитался Василий Ефремов.
Он же развеял главную интригу — когда в продажу поступят билеты. Предварительно определена дата — 9 апреля. «Вездеходы» тоже будут, но цена них пока не утверждена. Точно известно, что они окажутся немного дороже, чем в прошлом году (прошлым летом «вездеход» стоил 10 тысяч рублей). Поменяется и система их распространения. Среди всех, кто подаст в театр соответствующие заявки, случайным образом будут выбраны 20 человек, которые получат право покупки «вездехода».
Сцена на заводе.
Опоздавший почти на час маэстро тут же извинился. Сначала рассказал, что программа нынешнего Дягилевского фестиваля будет одной из лучших. Потом пояснил причину задержки. Оказывается, в этот час маэстро договаривался об еще одной площадке для фестиваля. Она довольно неожиданная, так как расположена в промышленной зоне — в цехе №10 завода имени Шпагина.
«Это невероятное место XIX века с деревянной крышей. Мы договорились, что часть вещей оттуда уберут, но оставят внутри вагоны, трубы, промышленные детали. Сделаем альтернативную площадку, чтобы проводить перформансы, играть футуристическую музыку и позволять выступать российским и западным индустриально-экспериментальным группам. Один день фестиваля почти целиком пройдет на территории завода», — поделился художественный руководитель театра.
Жанна и другие.
Рассказывать непосредственно о программе Теодор Курентзис начал по записям, но потом сказал, что они плохо подготовлены и решил «рассказывать наизусть».
Стартует Дягилевский фестиваль премьерой драматической оратории Артюра Онеггера «Жанна на костре» в постановке итальянца Ромео Кастеллуччи. 14 и 16 июня за дирижерским пультом будет Теодор Курентзис, а 15 — Петр Белякин. Главные роли в опере исполнят звезды французского театра и кино Одри Бонне и Дени Лаван. Спектакль поставлен совместно несколькими европейскими театрами, в том числе с Лионской национальной оперой, где год назад и состоялась премьера.
Еще одним выдающимся режиссером, представленным на фестивале, станет основатель театральной компании Ex Machina, канадец Робер Лепаж. В Пермь он привезет спектакль Needles and Opium («Иглы и опиум»). «Как правило, Роберта Лепажа представляют по более поздним постановкам. Этот спектакль из более раннего творческого периода, из так называемого золотого фонда. Спектакль создан в конце 80-х годов, но позже был восстановлен. Я увидел его во время поездки в Лондон и был потрясен. Сразу стремился договориться, чтобы привезти спектакль в Пермь. Большое счастье, что получилось», — заметил Теодор Курентзис.
Зрителям Дягилевского фестиваля предложат переосмыслить творчество Густава Малера. Под музыку австрийского композитора 9 и 20 июня впервые в России будет представлен авангардный балет Nicht Sсhlafen («Не спать») знаменитого бельгийского хореографа Алена Плателя. Его исполнят артисты танцевальной компании les ballets C de la B. «Группа мужчин собирается вокруг туш мертвых лошадей для исполнения ритуала. Их главная задача — не спать, иначе цель не будет достигнута. Но сразу же все начинает им мешать», — так коротко анонсирована работа.
Результатом трехлетних усилий руководства пермского театра станет появление на фестивале представительницы нью-йоркского авангарда Меридит Монк с новым проектом Cellular Songs («Ажурные песни»). В нем художница соотносит поведение человека в «большом мире» с жизнедеятельностью клетки, и протекающими в ней процессами — репликацией, делением, мутацией. «Безумно люблю эту артистку. Работу подобных людей надо обязательно увидеть, пока есть возможность. Описать эту женщину невозможно. Она создает новые миры синтетического искусства», — восхитился Теодор Курентзис. Перформанс Меридит Монк состоится 22 июня в ледовом дворце «Орленок».
Художественный руководитель пермского театра остановился на еще одной прекрасной артистке — оперной певице из Германии Наде Михаэль. Именно она в этом году представит традиционный Liederabend («песенный вечер») — так в эпоху романтизма называли вечерние концерты, на которых исполнялись вокальные произведения, объединенные общей идеей. В программе — произведения Модеста Мусоргского, Франца Шуберта и Александра Цемлинского.
Легенды и премьеры.
В этом году на фестивале будет сделан акцент на двух композиторах, творчество которых высоко оценивает Теодор Курентзис, считая их классиками современности. «Георг Фридрих Хаас — это один из пяти самых выдающихся композиторов. Он романтик нашего времени. Став легендарным в мире, он до сих пор мало известен в России. Второй уникальный итальянский композитор, со своим обособленным стилем и почерком — Сальвадор Шаррино», — рассказал дирижер.
Во время одного из лирических отступлений Теодор Курентзис рассказал зрителям историю «византийского Моцарта» — Петроса Пелопонисиуса. Он создал самые выдающиеся песнопения, которые существуют на сегодняшний день в православной церкви, считает Курентзис. По одной из легенд, Пелопонисиус был настолько талантлив, что повторил невероятной сложности двухчасовую импровизацию персидского инструменталиста, услышав ее лишь однажды.
19 июня пермская публика сможет оценить виртуозность музыкантов Востока, услышав этнические импровизации турецкого скрипача Нэдим Налбантоглу. Теодор Курентзис максимально высоко оценил его мастерство, предположив, что в Средние века за такую игру могли сжечь на костре.
С суфийскими песнопениями выступит аутентичный бельгийский ансамбль Graindelavoix, впервые на Дягилевском фестивале зазвучит джазовая музыка в исполнении Евгения Стригалева. Зрители также получат возможность услышать полный фортепианный цикл Леонида Десятникова «Буковинские песни» в исполнении примы пермской оперы Надежды Павловой и пианиста Алексея Гориболя. Целиком цикл будет исполняться в России впервые.
На время фестиваля намечена еще одна премьера, теперь уже мировая: перформанс в технике буто по биографии Камиллы Клодель. Автором музыки стал современный крымский композитор Алексей Ретинский, а хореографом — Анна Гарафеева. По словам пермского дирижера, это представление удивительным образом соединяет приема танца буто с визуально иллюзией и биоэнергией человеческого тела.
Sleep concert.
Специально для тех, кто страдал от недосыпания во время прошлого Дягилевского фестиваля (мероприятия проходили не только днем, но и ночью, и рано утром) в нынешнем году придумали необычный формат — sleep concert. Концепция создана еще в 1980-е годы. На «концертах для сна» в зале гостиницы «Урал» каждый зритель займет кровать, получит подушку и одеяло. Восьмичасовую колыбельную для участников проекта будут исполнять музыканты Фестивального оркестра Николай Скачков и Сергей Полтавский. Теодор Курентзис пошутил, что на sleep concert можно прихватить с собой пижаму.
Художественный руководитель театра всем рекомендовал спать под музыку, это благотворно действует на здоровье. «Совсем не значит, что музыка скучная, наоборот, она позволяет расслабиться и, отключившись от сознания, погрузиться в подсознание», — уточнил музыкант. Правда, сам он никогда так не делает, так как «не может оторваться от прослушивания музыкального шедевра».
Продолжая тему, Теодор Курентзис рассказал легенду о происхождении названия струнного инструмента эпохи барокко — виолы д’амур. История оказалась пикантной. «В то время короли, встречаясь с возлюбленной, не могли включить музыку в записи. Для создания романтической атмосферы они приглашали музыкантов, которых усаживали за специальную ширму. Те играли, а у короля продолжалось свидание», — иронично подытожил рассказ о новом проекте дирижер.
«Дягилевский фестиваль отличается от всех фестивалей. Возьмем, к примеру, Зальцбургский фестиваль — это ортодоксальная форма организации . Собирают всех лучших исполнителей, которые существуют на свете, люди заранее, за год, покупают билет, они приходят на спектакль подготовленными. Нет спонтанности. В таком формате невозможны созидание и самопознание. У нас другие цели, у фестиваля совсем другие масштабы и мы от этого не страдаем», — заверил маэстро.
На закрытии фестиваля оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнит Четвертую симфонию Густава Малера и связанные с ней сочинения из вокального цикла «Волшебный рог мальчика».
В программе фестиваля еще множество интересных событий. Подробнее прочитать о них можно на сайте мероприятия.
На фестивальной афише 2018 года изображен Сергей Дягилев и балерина Ольга Хохлова. Дизайнер Евгения Мрачковская так пояснила концепцию афиши: « Впервые на афише Дягилевского фестиваля появилась женщина. Это отклик на феминистскую повестку, а также намек на российский Год балета. Афиша выдержана в цветах меда и темного шоколада, что в сочетании с расплывчатостью старого фото должно создавать ощущение летней жары. Все-таки фестиваль пройдет в июне, а вдруг, да в кои-то веки, будет жарко».