Как стало известно Business Class, прокуратура Перми потребует от городской администрации расторгнуть договоры с перевозчиками, указавшими недостоверные сведения об экологическом классе автобусов при участии в конкурсах. В подделке паспортов транспортных средств (ПТС) предпринимателей подозревали еще в 2015 году, когда проходили процедуры по распределению маршрутов. Тогда УФАС посчитало, что конкурсная комиссия не может оценивать правильность заполнения документов и должна верить написанному в ПТС. В 2017 году ГИБДД выявила, что в паспортах 101 автобуса указан экологический класс, не соответствующий действительности, и аннулировала регистрацию транспортных средств. Перевозчики подали иски, в которых оспорили действия инспекции.
Арбитражный суд Пермского края вынес решение по одному из исков – предпринимателя Владислава Якушева. В деле речь идет о 28 автобусах, они используются на маршрутах №4, №27 и №63, которые обслуживают ООО «Вираж» и ООО «Сити-бас». В удовлетворении требований заявителю отказали. 19 февраля законность аннулирования регистрации транспортных средств подтвердила апелляционная инстанция. После этого городской департамент дорог и транспорта направил указанным перевозчикам письмо с требованием заменить технику на автобусы, соответствующие классу, указанному в паспортах. «В случае отказа администрация оставляет за собой право расторжения договоров», – сообщали «bc» в мэрии. Предприниматели требованию не противились и стали заменять технику на новую.
Однако прокуратура Перми полагает, что обновление автобусов не освобождает городскую администрацию от обязанности расторгнуть договоры с перевозчиками, использовавшими технику, регистрация которой прекращена. «Вступило в силу решение суда, подтвердившее законность аннулирования регистрационных действий в отношении 28 транспортных средств. По условиям договоров на осуществление пассажирских перевозок сам факт предоставления недостоверной информации является основанием для расторжения соглашения в одностороннем порядке. Возможность устранения данных обстоятельств условиями договора не предусмотрена», – рассказали Business Class в прокуратуре Перми. В связи с тем, что администрацией города не принимаются меры к расторжению договора, надзорным органом подготовлено соответствующее представление.
Ранее ситуацию вокруг ПТС прокомментировал заместитель главы администрации Перми Анатолий Дашкевич. Он заявил, что если по итогам совещания в прокуратуре будет сделан вывод о необходимости расторжения договоров, отношения с перевозчиками разорвут, а по маршрутам проведут конкурсы. Направления, ставшие предметом судебных разбирательств, считаются прибыльными. Неоднократно звучало предложение именно на них опробовать новую систему взаимоотношений с перевозчиками, с такой идеей выступал депутат Пермской городской думы Александр Филиппов.
Предложенный подход предполагает, что город закупает услугу – транспортную работу. В таком случае выручка, полученная от пассажиров, достается муниципалитету, а не перевозчикам. При переходе на новую систему все маршруты становятся для предпринимателей равнозначными с точки зрения экономики. Сейчас себестоимость перевозки на разных направлениях отличается. Если она ниже установленного тарифа, то обслуживающая компания получает субсидию от муниципалитета, а если выше – имеет сверхнормативную прибыль.
В 2018 году на нескольких автобусных маршрутах предлагается начать эксперимент по централизации выручки на базе существующей системы автоматического учета пассажиропотока. Для этого нужно расширить ее возможности до фиксации всех поездок, в том числе платных. Новые контракты планируется заключить по результатам конкурентных процедур в рамках федерального закона №44 о госзакупках. В ходе торгов участники могут снизить стоимость километра автопробега. По мнению Александра Филиппова, маршруты, фигурирующие в разбирательствах о ПТС, подходят для эксперимента как раз потому, что в силу экономической привлекательности способны вызвать конкурентную борьбу.
Всего аннулирование регистрации транспортных средств затронуло шесть городских маршрутов: фигурирующие в иске Владислава Якушева, а также №14, №42 и №75. Действия ГИБДД оспаривают перевозчики Олег Новоселов, Петр Белозеров, Александр Богданов, Александр Антипов, Сергей Полежаев, Андрей Михалев, ООО «НП МАНСИТИ» и другие. Рассмотрение их заявлений было приостановлено до рассмотрения иска Владислава Якушева. 23 апреля от ответчика – ГУ МВД России по Пермскому краю – поступили заявления о возобновлении производства по делам, они приняты судом к рассмотрению. Владислав Якушев оспаривает решение в кассационной инстанции. Заседание по рассмотрению жалобы назначено на 18 июня.