Пермский край планирует участвовать в федеральной программе развития туризма на 2019-2025 годы. Она направлена на улучшение инфраструктуры в рамках нескольких инвестиционных проектов. Все регионы России разделены на группы, у каждой из которых та или иная специализация. Для Пермского края Федерация определила ее как «речные круизы с культурно-познавательными программами».
Камский каркас.
«Очевидно, что каркасом инвестпроекта должна стать Кама и территории, находящиеся на ней, – Пермь, Оса, Ильинский, Чайковский и север Прикамья». Но мы рассматриваем кластеры гораздо шире, необходимо включить в них смежные территории», – рассказала Business Class Светлана Климова, начальник отдела развития туризма министерства спорта Пермского края. По условиям программы необходимо, чтобы 70% стоимости проекта обеспечивали частные инвесторы и 5% – региональный бюджет, тогда 25% выделяет федеральный бюджет.
По словам Светланы Климовой, Пермский край, скорее всего, не сможет войти в число участников в 2019 году. Подача заявок на этот период закончилась в мае, в следующий раз процедура повторится осенью, пояснила она в разговоре с Business Class. Г-жа Климова рассказала, что сейчас региональные власти взаимодействуют с Ростуризмом, чтобы понять, насколько «подвижны» рамки туристической специализации. Кроме того, разрабатываются инвестплощадки, привлекаются компании, готовые вложить в них средства. Собеседница добавила, что одной из таких площадок может стать набережная Камы, которая превращается в рекреационную зону. Развитие «специализации» – речных круизов – тоже планируется. «Видим, что сейчас теплоходы ходят из Перми, увозя жителей в Астрахань, Волгоград. Мы хотим сделать так, чтобы происходило и обратное движение, и к нам прибывало как можно больше кораблей», – отметила г-жа Климова.
В 2017 году Пермский край посетили 652 тысячи туристов. В это число входят все, кто регистрировался в гостиницах и отелях, в том числе командированные. Они составляют более половины от показателя. Иностранцев среди приезжающих в Прикамье менее 1,5%.
Программа развития въездного туризма в России действовала и в 2013-2018 годах. Условия были аналогичны сегодняшним, но регионы не делили по специализациям. Пермскому краю тогда не удалось получить федеральные средства. В 2014 году Ростуризму был представлен туристический проект «Пермь Великая», всего нашелся 31 желающий инвестировать в развитие отрасли. Они говорили о готовности вложить в региональную экономику в общей сложности более 2 млрд рублей. Объем федерального софинансирования мог составить 630 млн рублей. Проект прошел первый этап отбора, но в итоге этих денег край не получил – «срезался» на следующем этапе конкурса и проиграл конкурентам. Принцип состязательности сохраняется и сейчас, а Прикамью снова придется побороться с другими субъектами.
Чай и Беринг.
Наряду с этим власти определили приоритетные туристические проекты и прорабатывают концепцию развития отрасли. Об этом рассказала заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края Елена Соснина. По ее словам, стратегия развития отрасли исходит из того, что «туризм – история экономическая». С точки зрения наполнения сконцентрироваться предложено на событийной составляющей, а основной формой сделать туристические маршруты, которые не ограничивались бы рамками одного муниципалитета. Среди таких направлений, объединяющих объекты и места общей идеей, – «Строгановы», «Пермский период», «Дягилев». Отдельный маршрут посвящен активному отдыху – скалолазанию и спелеологии, выделяется также «Кунгур купеческий». Через Прикамье также проходят три федеральных туристических маршрута: по следам экспедиции Витуса Беринга, «Великий чайный путь» и «Императорский», посвященный династии Романовых.
По словам Светланы Климовой, край не дает прямых субсидий бизнесу, но развивает инфраструктуру, а также способствует продвижению туристических продуктов. «Сейчас мы акцентируем внимание на территориях, которые являются точками притяжения. В 2018 году приоритеты – это Кунгур, Хохловка и природный парк «Пермский». Кроме того, мы выделили несколько событийных брендов, поддерживающих интерес к региону: это фестивали «Дягилевский», «Тайны горы Крестовой», Kamwa и «Небесная ярмарка», – добавила она.
Олег Андрияшкин, директор рекламного агентства «Стиль МГ»:
Я очень сомневаюсь, что люди поедут и потратят деньги просто потому, что через город проложили маршрут Великой северной экспедиции. Династии Романовых на территории Пермского края вообще не везло, поэтому императорский маршрут у нас получится скорее траурным. Чайный путь в Кунгуре – более реальная история: есть легенда, есть чай, есть памятник, гостиный двор и администрация, которая хочет этим всем заниматься.
Олег Ощепков, генеральный директор компании OZON GROUP:
Обозначив приоритетные маршруты, очень важно их «доупаковать». На мой взгляд, по каждому направлению может быть отдельная рабочая группа с участием бизнеса, который продает этот продукт. Нужно сформировать сценарий поведения туриста: купил билет, приехал, разместился в гостинице, пообедал, сел в экскурсионный автобус, купил сувениры… Тогда станет понятно, за счет чего маршрут можно конвертировать в деньги и какие задачи ставить перед муниципалитетами.
Желающих много.
В мае на заседании рабочей группы по экспертизе проектов федеральной программы развития туризма рассмотрено 51 предложение регионов по реализации инвестпроектов. В общей сложности речь идет о создании 74 туристических кластеров. Общая заявленная потребность в финансировании составляет 474,3 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – 82 млрд рублей. Общий объем средств, выделенных на мероприятия программы, меньше. Так, в федеральном бюджете предусмотрено 69,3 млрд рублей.