Сегодня состоялось заседание рабочей группы, которая занимается подготовкой концепции по развития пассажирских перевозок в Перми. Она затрагивает два больших блока – изменение маршрутной сети и развитие электротранспорта, а также новые взаимоотношения с перевозчиками. Определено, что муниципалитет будет закупать услугу – километр автопробега, а средства от продажи билетов начнут поступать в бюджет. Ранее также названы первые маршруты, на которых уже в этом году планируется протестировать новую систему сбора выручки. Очередное заседание было полностью посвящено вопросам членов рабочей группы, которые накопились за время обсуждения с начала апреля.
Первый момент, который они попытались прояснить – финансовая сторона нововведения. Начальник МКУ «Гортранс» Анатолий Путин рассказал, что общая начальная цена контрактов на весь объем транспортной работы, который выполняется сейчас, оценивается в 9,5 млрд рублей. За счет оптимизации маршрутной сети этот показатель планируется снизить до 7,5 млрд рублей. Власти также рассчитывают, что в ходе конкурентной борьбы на торгах перевозчики снизят стоимость еще на 20% (то есть примерно до 5 млрд рублей). Ориентировочная величина тарифа на проезд при этих двух допущениях составит 22-23 рублей.
Начальник городского департамента дорог и транспорта Роман Залесинский назвал ориентировочную стоимость километра автопробега: 2500 рублей начальная цена, 1500-1600 рублей – минимальный уровень, до которого по его словам, готовы торговаться перевозчики, 1700 – 1800 рублей – ожидаемая средняя стоимость контракта.
Депутат Александр Филиппов предложил подумать над возможностью увеличить конкуренцию – привлечь на пермский рынок иногородних игроков, проведя «информационную кампанию» и сообщив, что в Перми планируются «честные и прозрачные конкурсные процедуры». Чтобы по итогам не получить «тех же перевозчиков, но вид сбоку», – мотивировал он.
Депутат Дмитрий Федоров поинтересовался, какая роль в новой маршрутной сети отводится маршруткам. Анатолий Путин пояснил, что они будут функционировать в качестве внутрирайонного и «подвозного» транспорта, который станет доставлять пассажиров до крупных пересадочных узлов. При этом не исключается возможность перевода «тэшек» на работу по регулируемым тарифам и такие же как для «больших» автобусов торги с закупкой автокилометров. Это позволило бы запустить маршрутки по тем направлениям, которые сейчас неинтересны предпринимателям из-за низкого пассажиропотока. «Но нужно просчитывать экономику, чтобы вписаться в рамки бюджета», – отметил г-н Путин.
По мнению бывшего начальника департамента дорог и транспорта Дениса Гвоздева, в ходе торгов вполне реально достижение обозначенной стоимости транспортной работы «Я не исключаю даже, что в некоторых случаях она может упасть до 1300-1400 рублей, но при определенных условиях. Значительную роль сыграют требования, которые заказчик предъявит к подвижному составу, и уровень конкуренции. Если установить ограничение возраста автобусов «до трех лет», сомневаюсь, что кто-то будет снижать цену и согласится работать за 1500 рублей», – рассказал он в разговоре с Business Class.
Г-н Гвоздев считает, что теоретически привлечь иногородних игроков также реально, несмотря на то, что последний раз перевозчики из других регионов «заходили» в Пермь почти десять лет назад. Опыт оказался неудачным, – вспоминает собеседник. – Муниципалитет потратил деньги, а перевозчики проработали всего месяц. «Настораживает предложение сделать одной из целей реформы – «ликвидацию» пермских перевозчиков, которые платят здесь налоги. Стоит проанализировать, что больше – эти потери или экономия за счет конкуренции на конкурсах», – рассуждает он. Собеседник отмечает еще один аспект – жесткий отбор скажется на отрасли в дальнейшем. «Пассажирские перевозки – бизнес, который невозможно перепрофилировать на время. Те, кто проиграет торги сейчас, вынуждены будут просто уйти с рынка. И на следующем витке конкурсных процедур уровень конкуренции окажется гораздо ниже, чем сейчас. Тогда уже нельзя будет с уверенностью рассуждать о существенном снижении стоимости контрактов. В этом свете остается открытым вопрос, выиграет ли бюджет в перспективе пяти и больше лет», – считает он.
Доработка концепции развития пассажирского транспорта продолжится после того, как ее представят главе региона Максиму Решетникову.
Не отдам тебя никому.
Депутаты подняли вопрос о развитии трамвайных перевозок и связанными с этим затратами. Заместитель главы администрации Перми Анатолий Дашкевич заявил, что рельсовый транспорт однозначно останется приоритетом властей. «Да, понадобятся значительные средства на ремонт путей, контактной сети и обновление подвижного состава. Но мы будем этим заниматься. Сейчас мы просчитываем расходы и формируем план на несколько лет. После этого выйдем на Пермскую городскую думу с вопросом о финансировании», – рассказал он.
«Мы должны делать упор на электротранспорт, – поддержала депутат Вероника Куликова. – Сейчас есть понимание, что наш муниципальный перевозчик может быть прибыльным. Поэтому одна из основных задач – сделать транспорт доходной статьей бюджета. Чтобы могли покрывать расходы на льготы и прочее», – отметила она. – Я абсолютно отрицательно отношусь к любого рода информации о концессионных соглашениях в отношении электротранспорта, и считаю, что он должен быть городским, – прокомментировала она появившиеся ранее данные о поступившем властям предложении, касающемся развития трамвайных перевозок в рамках концессии. – Конечно, прибыльность транспорта зависит от того, грамотно ли выстроена маршрутная сеть. Уверена, что департамент дорог и транспорта сделает так, чтобы дублирующие маршруты не «крали» дополнительные доходы муниципалитета. По улице Уральской едет трамвай, а параллельно идут автобусы – этим мы сами забираем средства из кармана города, – привела пример депутат.