Из Перми в ОАЭ не летают чартерные рейсы, по этой причине в путешествие отправлялись из Москвы. Перелет до эмирата Шарджа из столицы России занимает в среднем пять часов.
Сразу по прилете понимаешь, что находишься в арабской стране. На таможне туристов встречают пограничники не в форме, а в дишдаше (национальная мужская одежда, похожа на длинное белое платье, прямо в пол). Второе, что поражает, – невыносимая жара и духота, днем и ночью. В самом начале мая дневная температура приближается к 40-градусной отметке. К вечеру становится примерно на 3-4 градуса прохладнее. Но из-за высокой влажности жара кажется интенсивнее, чем есть на самом деле.
Самыми комфортными для посещения Эмиратов являются зимние и весенние месяцы – с октября по апрель. К началу июня туристический сезон заканчивается. В июле-августе становится совсем невыносимо. Днем температура может достигать +50 градусов. Но особенно жаростойкие туристы и летом приезжают в ОАЭ на регулярных рейсах. Основным доводом в пользу отдыха здесь становится, как правило, цена.
Граждане и экспаты.
ОАЭ включает семь эмиратов. Жителей в ОАЭ около 9,2 млн, из них только порядка 1 млн являются гражданами. Они получают разные бонусы от государства в виде выплат, дотаций, беспроцентных кредитов, возможностей в получении образования. По информации из открытых источников, к свадьбе государство жалует молодой семье 100 тыс. долларов, а за каждого рожденного ребенка арабская женщина получает еще 20 тыс. долларов и участок земли. Остальное население страны, преимущественно работоспособного возраста, – приезжие из Индии, Пакистана, Бангладеш, с Филиппин, из Ирана и Египта. Это рабочая сила, обслуживающий персонал, а следовательно, их качество жизни кардинально отличается от условий, в которых находятся сами арабы.
В стране рекордное количество миллионеров: по некоторым оценкам – 59 тысяч человек.
К слову, туристы и коренные жители пересекаются редко, если только в каком-то большом торговом центре можно увидеть группу местных женщин в абаях (черное длинное платье из тонкой материи) в сопровождении мужчины. В сфере обслуживания да и на любых других должностях арабов невозможно встретить. Единственные отрасли, где они могут быть трудоустроены, это банки, госуправление, полиция, таможня.
Консервативный Шарджа.
Шарджа – третий по численности населения эмират в стране (около 1,5 млн жителей). В облике города сочетаются современность и восточный колорит. Почти все административные здания, от правительства до отделения почты, имеют элементы исламской архитектуры. В отличие от развлекательного Дубая это самый консервативный эмират. Здесь многое запрещено: носить откровенную одежду, например, с декольте, фотографировать местных женщин на улице, людей в кафе и ресторанах, некоторые дома и здания, нефтеперерабатывающие предприятия, нельзя мусорить, пить и курить (здесь совсем нет алкогольных магазинов). Действует целый ряд и других ограничений. Правда, неподобающе одетых туристок местные только разглядывают при возможности, но не наказывают.
Наверное, по этой причине гиды советуют ездить на такси. В среднем поездка обходится, если переводить на российские деньги, около 400 рублей. Город совсем не приспособлен для пешеходов: переходов нет, иногда нет и тротуаров вдоль трасс. Водители на дорогах лихие, быстрые: разрешенная по городу скорость – 120 км/час, по трассам и 160 едут, поворотниками пользуются редко. Кстати, здесь идеальные дороги, все они бесплатные, кроме одной в Дубае. Но основным ограничением для длительных пеших прогулок станут жара и палящее солнце. Уральскому человеку легко получить здесь ожоги даже в одежде, если она будет недостаточно плотной.
У правительства ОАЭ амбициозные планы: к 2021 году превратить страну в одну из передовых в мире. Власти целенаправленно идут к этой цели, что отражается на всех сферах, но особенно на дорожной инфраструктуре. Согласно отчету о глобальной конкурентоспособности, на 2015 год качество дорог в ОАЭ было оценено как лучшее в мире. Шикарные междугородние автобаны окружает пустыня. По пути из аэропорта можно наблюдать такую картину: вдали у трассы стоят джипы, вокруг них расстелены ковры, на которых расположились арабы-мужчины. Они пьют чай. Стоит уточнить, что моря или каких-то достопримечательностей поблизости нет, вокруг только пески. Возможно, зов крови заставляет их выезжать на такой своеобразный пикник.
Национальная валюта ОАЭ – дирхам, AED (Arab Emirates Dirham). Он равняется примерно 16-17 рублям. Курс дирхама прочно привязан к американской валюте: 1 доллар США равен около 3,7 дирхама.
Новый «дубайский гвоздь».
Так как вся инфраструктура Эмиратов сильно ориентирована на владельцев автомобилей, что обусловлено климатом, то и сеть общественного транспорта развита соответствующим образом. По крайней мере, так кажется, если сравнивать Шарджу с аналогичными по численности европейскими городами. Трамваев и метро нет. Автобусы ходят, но их расписание остается непонятным для приезжих.
Более или менее точную информацию о времени отправления можно получить на Центральном автовокзале (у красивейшего рынка золота Blue Soug). Там же можно купить «серебряную карту» – аналог московской «тройки». Далее ее нужно просто пополнять в терминалах и пользоваться на всех видах общественного транспорта. Скомбинировав перемещение на автобусе и метро, можно самостоятельно съездить в Дубай, из Шарджи до него менее 30 км.
Вся сеть дубайского метрополитена надземная (рельсы на эстакаде), новая – сдана в 2009 году, состоит из двух веток и сорока с чем-то станций, управляется автоматически, без машиниста. В метро, как и в мечетях, университетах и некоторых развлекательных заведениях, разделены площади для мужчин и женщин. Дамский вагон расположен в хвосте поезда. Не опознать его невозможно, он всячески обозначен значками и розовой разметкой на платформе. Так как женщин на улицах мало и преимущественно это филиппинки, то пользоваться женским вагоном удобно – в нем достаточно свободно, а вот другие составы, «мужские», переполнены рабочими-экспатами. Вагоны ходят с минимальным временным диапазоном. Цена поездки зависит от зоны. Если ориентироваться на центральную, то выходит 5 дирхамов за поездку, что составляет примерно 85 рублей.
Дубай кажется большой стройкой. Причем многие проекты для наблюдателя кажутся какими-то показательными. Постоянно на ум приходят формулировки про «всех больше, выше, дороже». В центре города много возводящихся зданий и дорог. Они только уплотнят ряды красивых высоток, которые окружают парки с обширной системой полива. Ведь появление зелени в таком климате – почти чудо. Правда, днем все равно это выглядит довольно безжизненным.
Местом притяжения всех туристов в Дубай с 2010 года стала пронзающая небо высотка Бурдж Халиф. Ее еще называют «дубайским гвоздем». Основание здания по форме представляет собой пустынный цветок. Нижняя часть высотки – торговые центры, а верхняя – квартиры. На 124-125 этажах – смотровые площадки. Подъем днем стоит 135 дирхамов (больше 2 тыс. руб.), вечером – гораздо дороже. Но днем, как рассказали уже поднимавшиеся туда туристы, над городом смог и пыль, поэтому вид с башни – средний, а вечером с высоты видны просто огни города.
Для строительства небоскреба изобрели специальную марку бетона, выдерживающего температуру более 50 градусов, и специальное тонированное стекло, чтобы сократить затраты на системы кондиционирования.
Но на сегодняшний день это не самый впечатляющий проект ОАЭ. В октябре 2016 года был дан старт строительству нового высотного здания в районе Дубай Крик Харбор. Его макеты можно увидеть в одном из залов ТЦ Дубай Молл. Небоскреб уже строят. Описать сооружение, включающее жилье, офисы, магазины, отели, парки, сложно. Внешне это нечто среднее между минаретом и Эйфелевой башней, с подсветкой и другими нестандартными архитектурными решениями. Стоимость объекта оценивается в 1 млрд долларов. Высота сооружения – 928 метров, что на 100 метров выше Бурдж Халифа. Здание сдадут в эксплуатацию к 2020 году, к началу Всемирной выставки ЭКСПО-2020.
В 2016 году экономика ОАЭ стала 31-й по величине в мире. Согласно приведенным экспертами МВФ цифрам, ВВП Эмиратов составил около US$375 млрд (AED1,37 трлн), что эквивалентно 0,499% объема мировой экономики. За несколько десятилетий, с момента открытия в 50-х годах крупных нефтяных месторождений, страна на южном побережье Персидского залива достигла высокого экономического благосостояния. Хотя сейчас ОАЭ отнюдь не живет только за счет прибыли с нефти. По словам местных, только порядка 20% – это доходы от экспорта нефти. Также важными статьями доходной части бюджета являются транзитная торговля, сфера туризма и продажа недвижимости.