В Перми стартовал международный проект «Школа главного архитектора 4.0». Его участники в течение 10 дней будут разрабатывать проекты, направленные на преображение столицы региона. В генерации новых идей будут задействованы представители городской и краевой администраций, бизнеса, профессионального сообщества, эксперты и активные горожане.
В открытии международного проекта принял участие губернатор Прикамья Максим Решетников. Глава региона отметил, что сейчас уже определены точки развития Перми. Это реновация ключевых пространств: транспортно-пересадочного узла Пермь II и перепланировка территории Университетского городка, набережной, заполнение новыми видами активностей территории завода им. Шпагина. Некоторые из них будут обсуждаться в рамках «Школы главного архитектора в Перми», по ним хотелось бы получить варианты «наполнения» от молодых архитекторов.
«Мы собрали молодых архитекторов, которые будут работать с опытными наставниками. Нам нужен свежий взгляд на все предстоящие проекты, и нам нужен опыт, чтобы избежать ошибок. Стратегия развития города должна включать не 1-2 года, а десятилетия, поэтому ошибки уже на этапе проектирования могут вылиться в необходимость переделывать, дополнительные расходы, – пояснил губернатор. – На уровне с глобальными проектами, важно постоянно делать маленькие шаги к их реализации, чтобы движение было видно уже сейчас».
Первый заместитель председателя Правительства – министр строительства и архитектуры Пермского края Михаил Сюткин более подробно рассказал о четырех кейсах, над которыми будут работать участники «Школы»: «Реновация территории завода им. Шпагина», «Все дороги ведут на Каму», «Новые смыслы городской железной дороги»; «Центральное место». По первому кейсу необходимо разработать сценарии развития территории завода за счет быстрых и/или временных решений, которые реализуются без больших капитальных затрат и продумать варианты развития и наполнения прилегающих к предприятию площадок, при этом учитывать их социально-культурный контекст. По второму вопросу ученики сформируют план мероприятий по восстановлению связей города с верхним ярусом набережной на участке от улицы Крисанова до улицы Николая Островского. Еще одной задачей станет интеграция детской железной дороги в структуру набережной Камы: разработка маршрута поезда, расположения остановочных пунктов, с включением в проект территории завода им. Шпагина. По последнему кейсу требуется сформировать точки сбора пермяков на центральной Октябрьской площади города и обосновать идеи с урбанистической, маркетинговой и экономической точек зрения.
По словам основателя и руководителя проекта «Школа главного архитектора в Перми» Тимура Абдуллаева, быстрые и качественные решения по преображению территории есть всегда, важно их найти. «Сейчас речь идет о том чтобы раскрыть потенциал территорий. На разных этапах преобразования проекты требуют разных инвестиций, важно, чтобы все «шаги» делались в одном направлении, следовали заданному вектору, – считает эксперт. – Пермь имеет все шансы приобрести акцентированные направления развития, которые станут устойчивой основой на последующие годы».
Одним из примеров быстрой смены назначения территории в центре города является завод Шпагина (бывший «Ремпутьмаш») который в этом году стал площадкой для проведения одного из основных событий Дягилевского фестиваля. В короткие сроки, по словам губернатора, там была проведена подготовка: расчищено пространство цеха, уложен новый асфальт, завезено современное оборудование и «натянуты струны», которые декорировали основные площадки Дягилевского фестиваля.
Глава региона определил четыре ключевых момента, которых должны придерживаться участники «Школы» при разработке своих проектов. Первое — учитывать позицию бизнеса, без которого невозможна реализация задуманного объема проектов.Также стейкхолдеры должны найти гармоничное сочетание крупных проектов и пошаговых мероприятий, имеющих отложенные результаты. «В Перми было много красивых проектов, но по ним не велась постоянная, ежедневная работа, не был сформирован курс к их реализации. В итоге они были утеряны, ведь потеря темпа — это смена курса», — заметил г-н Решетников.
Еще одним ориентиром в работе начинающих архитекторов должен быть поиск баланса между интересами центра города и периферии, которая не должна быть заброшенной. При этом важно сформировать эффективную транспортную модель вдоль Камы, «сохранив гарантированное транспортное сообщение для жителей отдаленных районов». Губернатор обратил внимание, что важно разрабатывать проекты, которые потенциально уложатся в существующие бюджетные ограничения.
Презентация разработанных проектов состоится 15 июля в частной филармонии «Триумф». На ней могут присутствовать все желающие.