На площадке Общероссийского народного фронта в Перми прошло обсуждение новой транспортной модели, внедрение которой запланировано на 2018-2020 годы. Участники изначально договорились, что оценивать изменения будут с точки зрения пассажиров автобусов и трамваев. Но базируется реформа все же на новой модели взаимоотношений между администрацией и перевозчиками. С предпринимателями будут заключать контракты на выполнение транспортной работы, а выручка от продажи билетов начнет поступать в бюджет. Это позволит создать маршрутную сеть с бесплатными пересадками. Кроме того, горожанам предложат тарифное меню вместо единой стоимости поездки.
Все заинтересованные стороны сходятся, что пассажирам необходимо обеспечить безопасную и комфортную перевозку. Нужно обновлять подвижной состав, не отставать от прогресса в части информационных технологий. Маршрутная сеть задана не раз и навсегда и с течением времени требует корректировок. Но стоит только углубиться в детали, как чиновники и бизнес начинают по-разному трактовать интересы граждан. Обобщив их доводы, объясняем, что ждет горожан.
Равные условия для всех / За автобусом не угонишься.
Администрация делает акцент на то, что с переходом на новые контракты перевозчику будет без разницы, работает он на прибыльном маршруте, где много пассажиров и выручка от продажи билетов больше, чем расходы на перевозку, или на убыточном. Они сравняются благодаря тому, что вся выручка будет собираться в «общий котел». Соответственно станут не нужны «гонки за пассажиров», и везде появятся одинаково удобные и новые автобусы.
При взгляде на эти же изменения с другой стороны, возникают опасения потери «связи» между перевозчиком и пассажиром. Оплата работы предпринимателей перестанет зависеть от того, скольким людям он оказал услугу. В обыденном понимании это значит, что, как минимум, водитель не будет ждать пассажира, бегущего к остановке.
Больше рейсов / Меньше рейсов.
В 2018 году в департамент дорог и транспорта поступили заявления от перевозчиков на снижение количества рейсов по 12 автобусным направлениям. Речь идет о маршрутах, которые обслуживают отдаленные территории Орджоникидзевского, Кировского районов и Курьи, где у пассажиров нет иной альтернативы общественного транспорта. От некоторых маршрутов предприниматели отказываются совсем. При новых контрактах такого допускать не будут. Необходимо отметить, что отказ перевозчиков от работы на убыточных маршрутах связан с долгами городской администрации по субсидиям и низким тарифом.
В то же время экономика новой транспортной модели изначально рассчитывалась исходя из снижения объема пассажирских перевозок на 20%. Сокращать предлагалось дублирующие маршруты. Какие именно – неизвестно, усредненно же можно сказать только то, что выполняться не будет каждый пятый рейс. Начальник департамента дорог и транспорта Роман Залесинский на одном из последних публичных мероприятий не подтвердил планы по сокращению транспортной работы на 20%. По его словам, решение будет принято по итогам анализа ситуации.
Бесплатно и с пересадками / Долго и без пересадок.
Власти подчеркивают, что маршрутная сеть сформировалась под влиянием желания перевозчиков как можно больше заработать. Там, где можно было проехать из точки А в точку Б напрямую, автобусы пускали «крюком» через центр, где удастся собрать больше пассажиров. Теперь от этого хотят уйти и сократить время в пути. Кроме того, при полном переходе на новую систему можно будет совершать бесплатные пересадки между всем транспортом. При этом автобусные маршруты станут работать в большей степени на подвоз пассажиров из отдаленных районов к трамвайной сети и транспортно-пересадочным пунктам (ТПП).
Транзитный поток автобусов через центр планируется сократить. Об этом говорит и намеченное расположение ТПП: Пермь II, Мотовилиха и автостанция «Южная». Безусловно, пересадочная система придется по душе тем, кто и сейчас вынужден добираться от дома до работы на нескольких маршрутах. Однако не исключено, что часть пассажиров лишится прямых рейсов, которые окажутся «дублирующими». Кроме того, при сравнении вариантов «Доехать без пересадок, но дольше» и «Быстрее, но с пересадками» нужно учитывать погодные условия и удобство самих ТПП. Впрочем, их обещали оборудовать остановочными павильонами повышенной комфортности и максимально приблизить зоны высадки и посадки
Единый тариф / Тарифное меню.
Вместо единого тарифа на проезд разработают систему, где цена будет варьироваться в зависимости от количества поездок и способа оплаты (наличный или безналичный). Приведем один из рабочих вариантов такого тарифного меню, который есть в распоряжении Business Class. Возможно, он был изменен и не является окончательным, однако позволяет проследить логику формирования тарифной политики.
Сколько стоит реформа?
Приведем диалог начальника департамента дорог и транспорта администрации Перми Романа Залесинского и вице-председателя Пермской торгово-промышленной палаты Елены Гилязовой.
Е. Г.: Вы говорили о том, что перевозчики отказываются возить пассажиров на некоторых маршрутах, потому что это приносит убытки. Вы посчитали, во сколько обойдется бюджету то, что он возьмет на себя убыточные маршруты? Из каких источников будет покрыт дефицит?
Р.З.: Сегодня на убыточные автобусные маршруты выделяется 135 млн рублей, 470 млн рублей – на субсидии «Пермгорэлектротрансу». Вместе со льготами на проезд расходы на функционирование отрасли составляют порядка 1 млрд рублей в год. В ближайшее время мы не выйдем за пределы этой суммы. А в перспективе сократим дотации из бюджета и высвободившиеся средства направим на новые остановочные павильоны, ремонт трамвайных путей, покупку муниципальных автобусов.
Е.Г: За счет чего сократите расходы?
Р.З.: Вы из Торгово-промышленной палаты, и никак не из городской Думы. Сегодня мы на площадке ОНФ, поэтому давайте разберем, как будет жить наш народ, а не тридцать перевозчиков, интересы которых вы отстаиваете.
Когда это будет?
В 2018 году разработают программу обновления инфраструктуры общественного транспорта. До декабря текущего года подготовят проект новой маршрутной сети, который вынесен на публичные слушания.
С апреля 2019 года по 6-10 маршрутам будут заключаться новые контракты с ужесточенными требованиями к качеству обслуживания, подвижному составу. На них опробуют систему безналичной оплаты проезда и бесплатных пересадок.
В 2019-2021 годах планируется обновление трамваев.
В 2020 году разыграют все остальные новые контракты по автобусным маршрутам. При их заключении будут введены безналичная оплата проезда, пересадочная система и тарифное меню на всех видах общественного транспорта в Перми.
Новую маршрутную сеть станут внедрять поэтапно в 2019-2020 годах.