В администрации Перми состоялось совещание с перевозчиками, где им рассказали об условиях контрактов, по которым планируется начать работу с 1 апреля 2019 года. Как сообщили Business Class участники встречи, одно из ранее не звучавших желаний городских властей – заменить автобусы на стопроцентно низкопольные (без ступенек у всех дверей и в салоне). Это потребует обновить автопарк на 97%. Ранее перевозчики приобретали технику с долей низкого пола 2/3 или меньше. Автобусов совсем без ступенек, как озвучено представителем мэрии, в городе только 30 единиц. Более половины из них принадлежат компании «Дизель». Ее директор Эдуард Мирзамухаметов в разговоре с корреспондентом Business Class отметил, что такая техника примерно вдвое дороже полунизкопольной.
Другие требования контрактов также направлены на обновление автопарка, но более постепенное. Предполагается, что в течение действия договора на маршруте должна использоваться техника не старше 10 лет. То есть в 2020 году, когда запланировано провести основную часть аукционов среди перевозчиков, участвовать в них еще можно с автобусами 2012-2013 годов, но через один-два года их нужно будет заменить новыми.
Обсуждаются три варианта продолжительности контракта – 5, 7 и даже 10 лет. Причем на последней встрече акцент был сделан на более длинные сроки. Стоит отметить, что на совещании также присутствовал представитель Сбербанка, который рассказывал о лизинговых программах. Ранее на совещании в ОНФ по теме пассажирских перевозок выступал управляющий Пермским отделением ПАО «Сбербанк» Константин Подвальный. Он отмечал, что наличие долгосрочного муниципального контракта и «понятная величина выручки» открывает новые возможности для развития бизнеса посредством кредитования. Председатель «Ассоциации перевозчиков Пермского края» Олег Сасунов тогда призвал власти продлить контракты до 10 лет, увязав срок с предельным возрастом автобусов.
Бизнесу это выгодно, но верится в такую возможность с трудом. «Мне как предпринимателю, конечно, лучше иметь более «длинный» контракт. Но надо учитывать и потребности города. Маршруты движения меняются, появляются новые остановки, развивается улично-дорожная сеть. А закон о закупках не позволяет существенно корректировать условия действующих контрактов. Допустим, через семь лет возведут улицу Строителей, и часть маршрутов станет необходимо существенно поменять, а сделать этого будет нельзя», – рассуждает перевозчик Александр Стерлягов.
В части требований к автобусам власти настроены превзойти заданный на федеральном уровне социальном стандарт и сделать обязательным наличие в салоне, в частности, системы подогрева и кондиционирования. Предприниматели не против, но подчеркивают, что каждое дополнительное нововведение не может не отражаться на стоимости услуги. Так не бывает, чтобы новый автобус с низким полом, кондиционером, валидатором, купюроприемником, видеорегистратором, тахографом работал при тарифе в 20 рублей, говорят они. Помимо прочего, весь транспорт городская администрация намерена оформить в едином стиле.
Это тоже повлечет дополнительные затраты, к тому же перевозчики лишатся доходов от размещения на транспорте рекламы. «Заказчик может предъявить любые требования, которые посчитает нужными, но каждая «опция» сколько-то стоит. Ничто не мешает разрисовать пермский транспорт в «зверином стиле», аналогично тому, как он расписан под хохлому в Москве. Но даже в столице с ее бюджетом к этому подходят более рационально и не запрещают рекламу на транспорте», – отметил Эдуард Мирзамухаметов.
Он выразил опасения, что власти, предъявив высокие требования к подвижному составу, будут платить перевозчикам меньше экономически обоснованной цены. «Администрация изначально готовит путь для маневров, планируя ввести «бюджетный» коэффициент, который позволит снижать стоимость работ в соответствии с возможностями бюджета. С учетом всех заявленных требований цена авточаса получится 2-2,5 тыс. рублей. Если город будет платить вместо этого 1,5 тыс. рублей, уверен, перевозчики пойдут в суд», – считает г-н Мирзамухаметов.