Город
  1. Город
 22 сентября 2018, 08:00  

Не дар и не талант. Интервью с иллюстратором Лесей Гусевой, автором знаменитой Крошки Ши

Не дар и не талант. Интервью с иллюстратором Лесей Гусевой, автором знаменитой Крошки Ши
Леся Гусева рассказала Business Class, почему не стала учиться на художника, сложно ли защищать авторские права, и как художник может зарабатывать 100 тыс. долларов в месяц
Автор:

Леся, вы учились на художника, или это, скорее, хобби?

– По профессии я – менеджер, и никогда не училась на художника или иллюстратора, не оканчивала никакие специальные курсы. Я обычная самоучка. Рисовать любила всегда, но мне кажется это не дар и не талант, это просто рисование каждый день по много часов. Я убеждена, что можно научить рисовать любого, и что все люди изначально одинаково рисуют. «Палка-палка, огуречик, вот и вышел человечек». Просто кто-то начинает делать это регулярно, уделяя бОльшую часть своего времени, и постепенно набивает руку, а кому-то это не интересно. Если посмотреть мои иллюстрации лет 6 назад и сейчас – виден этот прогресс. Потому что я рисую примерно по 10-15 часов ежедневно.

Если Вы всегда любили рисовать, почему не пошли учиться по данному направлению?

– Здесь решающую роль сыграли родители. «Какие рисунки? Как ты этим будешь зарабатывать на жизнь? Сидеть на Арбате и рисовать портреты?», говорили они. Теперь, конечно, поменяли свое мнение, и гордятся моими успехами.

Получается, в должности иллюстратора Вы работаете уже 6 лет?

– Да, примерно столько. Раньше я работала дизайнером полиграфии в сети кинотеатров Very Velly и в свободное время начала рисовать белку Крошку Ши. Постепенно это занятие стало меня затягивать, и я ушла ушла с официальной работы на фриланс.

Образ белки как сложился? Почему Крошка Ши?

– Это было очень давно. Мои друзья называли меня белкой, и, когда рассталась с молодым человеком, захотела выложить грустный пост с белочкой в соцсети. Поиски такой картинки в интернете не увенчались успехом, и я решила сама нарисовать грустную белку. Так родилась первая иллюстрация с Крошкой Ши. Друзьям понравилась идея, они уговорили меня рисовать этого персонажа дальше и создать свою группу «ВКонтакте» (сегодня она насчитывает уже 108 тыс. человек). Изначально, кстати, группа называлась «Я и моя Шизофрения», потому что большая часть иллюстраций являлись проекцией моей жизни. Получалось эдакое раздвоение личности. Кто-то из подписчиков сократил шизофрению до «ШИ» – так появилась Крошка Ши.

Через образ белки Вы демонстрируете свой взгляд на курьезные ситуации, передаете эмоции и чувства. Почему в иллюстрациях так мало пермской действительности?

– На самом деле в группе очень мало подписчиков из Перми, всего около 5 %. Если я буду рисовать Пермь, остальные 95 % не поймут суть иллюстрации. Как-то мы сотрудничали с одним из городских изданий, с помощью белки поднимали разные пермские темы: дороги, особый говор, достопримечательности. Но эти материалы не находили отклика в социальных сетях. А ситуации, понятные всем, находят. Наверное, поэтому конкретно Перми в рисунках почти нет.

Нет желания издать книгу про Крошку Ши?

– Мы издавали две книги с Крошкой Ши на Amazon. Это были детские издания sleeping book для детей 4-5 лет – те, что читают детям перед сном, где много иллюстраций и мало текста. Но белка – изначально не детский персонаж. Возможно, поэтому книги успехом не пользовались. Настольные статусы, ежедневники, блокноты с Крошкой Ши завоевали бОльшую популярность.

Ваш новый проект – «Пенсионерия», где Вы рисуете героев мультфильмов и супергероев в старости. Их уже растиражировали многие российские журналы и интернет-СМИ. Рисунки показали даже по канадскому телевидению. Расскажите, как появилась идея этой серии иллюстраций?

– Идея родилась в марте, тогда я участвовала в конкурсе среди художников. Одним из заданий было нарисовать кошку. Мы с мужем и нашим другом, сидя на кухне обсуждали, что же такое можно нарисовать, чтобы иллюстрация запомнилась, а еще лучше – победила. Муж сказал: «Нарисуй женщину-кошку в старости», мне показалось это интересным, и я «докрутила» деталей. В итоге – конкурс выиграла, картинка получила массовый отклик, а тему героев на пенсии решено было продолжить. Следующими были Джокер и Харли Квинн, затем Бэтмен, Флэш, Ариэль, Рапунцель, Аквамен, Дейенерис, Капитан Америка, Гарри Поттер и другие.

В сети Ваш проект бурно обсуждают. Кто-то даже уверен, что это был заказ «сверху», приуроченный к пенсионной реформе. Как реагируете на такие выпады?

– О пенсионной реформе заговорили намного позже, чем я начала рисовать эту серию. Но многие действительно считают, что картинки мне «заказали». Я уже не реагирую на такие выпады, пусть думают, что хотят. Раньше, когда я только начинала рисовать Крошку Ши, на нее выливалось много критики. Я расстраивалась, даже плакала. Но за шесть лет стала спокойнее относиться к такого рода комментариям. Для меня подобные выпады сегодня – лишний повод поразиться, что творится в головах у некоторых людей.

Тяжело сегодня работать иллюстратором? Ведь помимо критики существует «больная» тема авторских прав.

– Не сказала бы, что иллюстратору сегодня работать тяжело. Скорее, даже в разы легче, чем раньше, когда не было интернета и соцсетей. Ведь сейчас намного проще найти свою аудиторию, легче учиться, быстрее контактировать с коллегами. К тому же я очень люблю рисовать. А то, что это может приносить доход, – уже дополнительные бонусы.

Нарушение авторских прав встречается часто. Бывает, что мастерица слепила Крошку Ши из глины на кружке, а бывает, что целый магазин вдруг начал печатать футболки с ней. Но и в том, и в другом случае у художника заимствуют его персонажа – это уже воровство. Мои юристы отслеживают эти нарушения и пресекают их.

Как должны поступать желающие использовать иллюстрацию в своих работах или товарах?

– По закону, нужно получить официальное разрешение у автора рисунков на их использование (в идеале заключить договор) и перечислять ему авторский гонорар. Как правило, он составляет около 10 % от стоимости продаваемого товара. Многие иллюстраторы совсем не против такого сотрудничества.

Но если это частный мастер, а не магазин, то никак не узнать наверняка, сколько на самом деле было сделано заказов с Вашей иллюстрацией?

– Получается, что так. Тут уже все зависит от порядочности мастера и вашего доверия ему.

Не так давно в сети обсуждали ситуацию с одним известным в России интернет-магазином. Руководство магазина запросило у художника иллюстрации, а взамен обещало процент с продаж. В итоге перестало выходить на связь, и никаких денег художник до сих пор так и не получил. А магазин по сей день торгует продукцией с его иллюстрациями. Эта история послужила поводом к созданию площадки для художников на базе Вашего интернет-магазина. Как она работает?

– Мы объединяем художников, которые хотят выпускать продукцию со своими иллюстрациями, но не имеют свободного времени заниматься этим самостоятельно. Получается, мы берем эти заботы на себя: заключаем с авторами договор, они предоставляют готовые принты для «сувенирки», мы выставляем продукцию на сайте. В конце месяца каждый художник получает отчет о проданных товарах и 10 % гонорар. При таком сотрудничестве он не занимается ни общением с клиентами, ни поездками к поставщикам, ни отправкой и отслеживанием посылок, а также возможными претензиями по ним. Очень удобный способ «ленивого» дохода, поскольку есть иллюстрации, на которых художник ничего не заработал, но которые смогут принести ему прибыль в виде проданной футболки или кружки. От него требуется лишь сообщить своим подписчикам, что они могут купить сувенирную продукцию с полюбившимися им иллюстрациями на нашем сайте.

Вы готовы сотрудничать с любым иллюстратором?

– Нет, существует отбор, и касается он прежде всего качества работ художника. Совсем начинающих авторов мы не берем, хотя желающих много. Все-таки хочется, чтобы на сайте были качественные и красивые иллюстрации.

Иллюстрации для Вас – основной источник дохода?

– Иллюстрации на тему «Пенсионерия» или «Союзмультфильм» – это скорее для души. Деньги мне приносят рисование портретов (обычно очередь на несколько месяцев вперед расписана), иллюстраций на заказ и наш интернет-магазин.

Есть ли сегодня у художников еще способы заработать?

– Существуют сайты поддержки художников (и не только художников), где люди подписываются на тебя, платят ежемесячный взнос, а взамен ты «даришь» им какой-то эксклюзивный контент. У некоторых получается зарабатывать таким образом до 100 тыс. долларов в месяц. Те, с кем я знакома лично, получают 500-1000 долларов ежемесячно с таких сайтов. У меня пока за пробный месяц вышло всего 90$. Но это пример настоящего заработка на иллюстрациях, когда ты рисуешь себе в удовольствие, а не на заказ, и получаешь за это деньги.

Корпоративные заказы бывают?

– Периодически. Но с такими заказчиками сложнее работать из-за этапа согласования. Он долгий и сложный, иногда приходится вносить корректировки по несколько раз. Среди заказчиков бывают телеком-компании, издательства, СМИ. В моем портфолио есть иллюстрации к книгам, раскраски, реклама.

Если убрать соцсети, можно зарабатывать, работая только с пермскими заказчиками?

– Думаю, да, но в денежном эквиваленте получится значительно меньше. Хотя сегодня многие компании просят рисовать не только какие-то рекламные вещи, но и, например, иллюстрации для соцсетей, для оформления Instagram-аккаунта. Главное – наладить с ними контакт и выстроить сотрудничество на постоянной основе.

У Вас есть желание развиваться в профессиональном плане? Может быть, с помощью курсов или обучения за рубежом.

– У меня есть мечта – научиться рисовать мультфильмы. Я понимаю, что это дело не пяти минут и даже не двух недель, но попробовать хочется. При этом вырвать из рабочего графика даже две недели – сегодня для меня нереально. Для этого нужно заранее выкраивать время, а я пока не готова бросить ту работу, которая приносит мне доход и удовольствие прямо сейчас. Но я стараюсь развиваться во время рабочего процесса: пока рисую, параллельно смотрю вебинары, обучающие видео, инструкции по продвижению, по работе с издательствами.

А рисованию учить не хотели бы?

– У меня стоит своеобразный «блок» в голове: как я могу кого-то обучать, если сама нигде не училась? Наверное, по этой причине меня не сразу принимают в свой круг опытные художники. Для них отсутствие профессионального образования – это огромный минус. Равно как и рисование портретов на заказ – низшая ступень профессионализма. . А я не делю на ступени мастерство, мне нравится рисовать для людей. Хотя, не скрою, иногда внутренние барьеры не позволяют мне смело «постучаться» в ведущие журналы с предложением своих иллюстраций. Все-таки я еще не настолько уверена в своем мастерстве. Мне кажется, я все еще набиваю руку и набираюсь опыта.

Если бы не рисование, в какой сфере Вы могли бы себя реализовать?

– Очень люблю косметику и парфюм, и иногда бывают шальные мысли поработать консультантом в сетевом магазине. При этом понимаю, что это бред и хватило бы меня ненадолго. Друзья, в свою очередь, говорят, что я запросто могла бы попробовать себя в маркетинге и smm, обучать продвижению, опираясь на собственный опыт и знания. Говорят, мой мозг хорошо варит в этом направлении.

Любой фрилансер сталкивается с непониманием такого рода: «А как же стаж? Пенсия?». Ваше мнение на этот счет?

– Конечно, я такие фразы слышу часто, но отношусь к ним равнодушно. Можно работать всю жизнь на официальной, но нелюбимой, работе, но тогда какой кайф от жизни ты получишь? Ведь никогда не знаешь, как долго она продлится. А жизнь, как известно, одна. Для меня главное, чтобы работа приносила удовольствие. Об остальном я подумаю завтра.

Все новости компаний