По информации Business Class, в Пермском крае на продажу с начала года выставлены несколько АЗС и нефтебаз. Такая тенденция, по данным Независимого топливного союза (НТС), характерна не только для нашего региона. Например, за прошлый год в Саратовской области закрылись 20 заправок, что составляет 10% рынка. Эксперты НТС полагают, что подобная ситуация приведет к еще большему росту цен на топливо или появлению черного, суррогатного рынка нефтепродуктов.
С тем, что ситуация в данном сегменте бизнеса складывается удручающая, согласен предприниматель Рафит Мухутдинов. Ему пришлось закрыть свою заправку в Чусовом и выставить ее на продажу.
Рафит Мухутдинов, предприниматель:
– Раньше в Пермском крае было представительство «Башнефти». Мы закупали у них бензин, могли делать накрутку в пределах 15%, дела шли хорошо. Позже компания ушла из региона, из поставщиков топлива в крае остался только «ЛУКОЙЛ». В итоге рынок совсем просел, работать стало сложно. Иногда закупочные цены были нормальными, но чаще – не вписывались в нашу рентабельность, маржа упала до 2%. Мы, конечно, могли бы закупаться у «частников», но рисковать не стали, предпочли приостановить работу.
Согласно объявлению, его АЗС расположена на 92-м км трассы Полазна-Чусовой, была введена в эксплуатацию в 2013 году и предлагается к покупке за 42 млн рублей. «Она была построена с учетом всех современных требований, с очистными сооружениями, к заправке подведены все коммуникации – отсюда и высокая стоимость», – поясняет предприниматель. Но признается, что пока желающих на покупку не нашлось и, скорее всего, придется снижать цену. Он также надеется на улучшение ситуации после открытия объездной дороги вокруг Чусового. «Трафик здесь и без того отличный, а с открытием трассы вырастет в разы. Если не найду покупателя, попробую возобновить работу АЗС», – заключает владелец.
На грани рентабельности работает заправка «Центройл» в Осе. По словам ее владельца Сергея Кивилева, продать АЗС его также вынуждает ситуация на топливном рынке. «Думаю, она будет только усугубляться. Это касается не только цен на закуп, малый бизнес в целом испытывает давление: со стороны налоговых и контролирующих органов, банков. Нам ужесточают «правила игры». К примеру, в случае объявления проверок АЗС по всей России в первую очередь проверяют частных предпринимателей. Но в целом главная причина работы на грани рентабельности – отсутствие у людей денег. Потоки уменьшились, сократилось количество транспорта, а также средний размер одной заправки. Бизнес постепенно угасает», – сетует предприниматель.
Помимо АЗС на территории Прикамья на продажу выставлены три нефтебазы.
Самая крупная и дорогая предлагается за 185 млн рублей. Продавцом выступает ПАО «ТКБ БАНК». В объявлении указано, что база способна хранить до 10 тыс. тонн нефтепродуктов и позволяет принимать ГСМ посредством ж/д и автомобильного транспорта. Емкостный парк базы включает 8 резервуаров. Представитель продавца пояснил, что нефтебаза – не профильный актив для банка, в этом причина ее продажи.
Вторая нефтебаза расположена в Чусовом – это бывший актив ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». Ее стоимость составляет 49 млн рублей. В объявлении уточняется, что база выведена из консервации и введена в эксплуатацию.
Следующая нефтебаза принадлежит компании «Амкар-Сервис», расположена в Индустриальном районе Перми и предлагается за 35 млн рублей. Автор объявления объясняет продажу переездом собственника в другой регион, из-за этого управлять бизнесом стало невозможно. «В целом база работает и востребована», – заявил собеседник.
По его словам, сегодня в Осе работают три топливных игрока: «ЛУКОЙЛ», VV и «Центройл». Конкурировать приходится по цене, месторасположению и на уровне бренда. «Люди боятся заправляться не у крупного игрока, хотя могу с уверенностью заявить, что топливо, которое мы закупаем у «Башнефти», качественное. Но люди все равно смотрят на бренд, а не в документы», – сокрушается Сергей Кивилев. При этом он не скрывает, что причина продажи АЗС – низкая рентабельность. «Сегодня заправка работает «в ноль». Спроса нет, как и желающих пуститься «во все тяжкие», окунувшись в данный бизнес. Мы пока выживаем за счет сопутствующих услуг: автомагазина с широким ассортиментом, продажи продуктов. За много лет работы сформировалась «своя» клиентура. Но заправка должна прежде всего продавать бензин, а делать это становится крайне сложно», – говорит собеседник. И добавляет, что если в конце марта стоимость бензина снова вырастет (а пока цены заморожены по соглашению правительства РФ и крупных производителей топлива), то придется «замотать пистолеты». На минувшей неделе в Перми было признано банкротом ООО «Автозаправочные комплексы «Феникс Петролеум», ранее являвшимся одним из крупных продавцов топлива на территории города.
Выходом для собственников могло бы стать освоение дополнительных рынков. Например, дизельного топлива и газа. Но цена первого за 2018 год выросла в Пермском крае на 12,3%, второго – на 37,5%. Такой «скачок» вынуждает топливных предпринимателей также расставаться с бизнесом. К примеру, в районе Губахи на продажу за 2,5 млн рублей выставлена небольшая дизельная АЗС.
Что касается прогнозов на будущее для топливного бизнеса, то он неутешительный, уверены эксперты. По словам аналитика по товарным рынкам «Открытие Брокер» Оксаны Лукичевой, «заморозка» розничных цен на бензин и ограниченные поставки топлива в оптовую сеть привели отрасль и особенно независимые АЗС на грань дефицита поставок, а также убытка. «В связи с этим владельцы бизнеса активно избавляются от убыточных активов. Скорее всего, закрыты будут независимые АЗС, не имеющие в распоряжении доступ к постоянным поставкам топлива, а на рынке останутся только крупные сетевые игроки», – заключает собеседница.
Пан или пропан. В 2018 году газовое моторное топливо подорожало на 37,5%08 февраля 2019, 10:30